РЖД и пригородные пассажирские компании начали возвращать электрички

В ближайшее время будут восстановлены все отмененные поезда, но кто за это заплатит – не ясно
Окрик президента Владимира Путина моментально вернул электрички в расписание, но не помог с финансированием/ М. Стулов/ Ведомости

РЖД и пригородные пассажирские компании (ППК) восстановили движение около 40 электричек, в ближайшее время будут введены все отмененные с начала года, всего около 300 поездов, сообщила РЖД.

С начала года были полностью остановлены перевозки в Вологодской и Псковской областях. Отменены электрички в Нижегородской (35 поездов), Воронежской (16 поездов), Орловской (16 поездов), Кировской (16 поездов) областях и Пермском крае (17 поездов).

В четверг пригородное сообщение вновь заработало в Псковской, Вологодской, Костромской, Ивановской и других областях, сообщил представитель компании.

Во вторник президент России Владимир Путин раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича за отмену электричек и потребовал немедленно их вернуть. Вчера в правительстве состоялось совещание по этому вопросу. Один из его участников говорит, что обсуждались меры поддержки пригородных перевозок, которые во вторник Дворкович обсуждал с Путиным. Вице-премьер предложил снизить НДС для ППК до 10%, вернуть льготную ставку платы за инфраструктуру с 25 до 1% (на это из бюджета потребуется 6-8 млрд руб.) и выделить дополнительные средства самими регионами.

По подсчетам РЖД, в 2015 г. компании необходимо получить от регионов дополнительно 13,8 млрд руб. сверх заложенных в их бюджетах 8 млрд руб. При этом в 2014 г. регионы выплатили ППК 7,9 млрд руб. из 8,3 млрд руб. заложенных первоначально. Общий дефицит финансирования пригородных перевозок в прошлом году составил 14,7 млрд руб., сообщала РЖД.

Убытки РЖД от пригородных перевозок компенсирует бюджет, убытки ППК (большинство из них принадлежат монополии) - регионы. В 2014 г. РЖД получила из бюджета 24,4 млрд руб., в бюджете 2015-2017 гг. на это заложено 25 млрд руб. Но монополия может в этом году получить еще 12,5 млрд руб.

В пятницу будет выработан проект решения о финансировании пригородных перевозок, заявил вчера Дворкович (его слова приводит «Прайм»).

Губернаторы называют систему ценообразования на электрички непрозрачной. Из более чем 300 млн руб., которые потребовала РЖД на 2015 г., 80% - аренда подвижного состава и инфраструктура, говорил губернатор Псковской области Андрей Турчак. Большая часть, по мнению губернатора, идет на содержание административного персонала, не имеющего отношения к его региону. 60 млн руб., выделенных в бюджете области на 2015 г. на пригородные перевозки, достаточно, уверен губернатор.

ППК заключают соглашения на организацию пригородных перевозок с регионами на 15 лет. Пока 54 ППК заключили соглашения с 47 регионами, констатирует РЖД. Но эти соглашения рассчитаны на 3-6 месяцев.

Электрички отменяются из-за неплатежей со стороны регионов: РЖД платила налог на имущество в региональные бюджеты, что позволяло расплачиваться с ППК. Но с 2014 г. монополия платит этот налог по льготной ставке. «Соответственно, эти дополнительные поступления полностью нивелировались, и этот источник у регионов пропал», - уточнял во вторник на совещании Дворкович.

«Не разработан действенный законодательный механизм по возложению обязательств на региональные бюджеты по полному дотированию данного вида услуг», - сообщала РЖД в пояснительной записке к инвестпрограмме 2014-2016 гг.