«Газпром» предлагает «Лукойлу» сотрудничать на шельфе

Но переговоры между ними затянулись и могут сорваться
Вагит Алекперов и Алексей Миллер/ Д. Абрамов/ Ведомости

Сейчас право работать на шельфе есть у «Газпрома» и «Роснефти», но правительство думает о допуске частных компаний. Причем обсуждение инициировал «Лукойл». Требования Минприроды к участникам: опыт работы на шельфе – как на российском, так и на зарубежном, финансовые и технические возможности. Помимо этого Минприроды предлагает компаниям, претендующим на шельфовые лицензии, объединяться в консорциумы. Но их должно будет одобрить государство. «Роснефть» выступила категорически против появления новых игроков на шельфе. По мнению пресс-секретаря «Роснефти», законопроект Минприроды направлен на поддержку доступа к шельфу именно «Лукойла» и «Росгеологии». Окончательное слово за правительством. Оно представит предложения в начале июня, сказал вчера вице-премьер Александр Хлопонин.

«Газпром» обсуждает с «Лукойлом» сотрудничество на шельфе, заявил во вторник член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов. «Мы приглашаем их как партнеров участвовать в наших шельфовых проектах. Такие переговоры ведутся», – отметил он.

Представитель «Лукойла» говорит, что речь идет об изучении проектов на шельфе в рамках генерального соглашения между «Газпромом» и «Лукойлом», подписанного в мае 2014 г. По словам Черепанова, сейчас обсуждается сотрудничество только на одном проекте в Баренцевом море. Это блок Медвежий, пояснил представитель «Газпрома». «Он тяготеет к серой зоне. Там может быть и нефть, и газ», – говорил в июне 2014 г. президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Совместное предприятие для его освоения стороны собирались создать до конца 2014 г. Но этого так и не произошло.

Сейчас совместная работа «Газпрома» и «Лукойла» на шельфе в рамках генсоглашения под вопросом, сообщил источник, близкий к сторонам переговоров: «Условия работы изменились. Проекты теперь обойдутся дороже, поэтому их разработка менее актуальна».

Санкции, которые запрещают ввоз в Россию импортного оборудования для шельфа, ослабление рубля и падение цен на нефть изменили экономику всех шельфовых проектов – их стоимость выросла, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. По оценке Минприроды, около $45–50 млрд госкомпании могут потратить только на программы геологического изучения шельфа до 2020 г. Но эти суммы будут гораздо скромнее, учитывая текущие условия, уверен аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин.