Спасение «Трансаэро» не заденет интересов «Аэрофлота»

S7 не хочет конкурировать с госкомпанией, предпочитает развивать хаб в Новосибирске
Владельцы S7 хотят создать хаб не в Москве, а в Новосибирске/ Александр Кряжев/ РИА Новости

Приглашения разосланы всем банкам-кредиторам, рассказывал один из банкиров. Представители ВТБ, Московского кредитного банка, МФК, Промсвязьбанка, Новикомбанка и «Абсолют банка» говорят, что их сотрудники придут на встречу. Их коллеги из остальных банков не стали это комментировать. Лишь источник в Сбербанке говорит, что от госбанка представителя на встрече не будет.

Сегодня, 30 октября, банки – кредиторы «Трансаэро» встретятся с топ-менеджерами компании и совладельцем группы S7 (включает авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») Владиславом Филевым, который покупает контрольный пакет «Трансаэро» у Александра Плешакова. Филев предложит план оздоровления «Трансаэро», рассказал человек, близкий к акционерам S7.

Предполагается сменить модель бизнеса «Трансаэро» – не биться на тех же маршрутах с «Аэрофлотом», а сделать хаб в Новосибирске и развивать сеть маршрутов между Азией и Европой. «Трансаэро» не будет претендовать на возвращение отозванных и переданных «Аэрофлоту» допусков на международные маршруты. «Нужны будут региональные допуски – из Новосибирска в Шанхай, Токио, Сеул – и в другую сторону – из Новосибирска в Париж и т. д.», – продолжает собеседник «Ведомостей». Кратчайший маршрут между Парижем и Токио лежит через Россию, спрос на этих направлениях очень хороший, а за счет стыковок можно предложить действительно низкие цены, добавляет он. Об этом плане знает и человек, знакомый с менеджерами S7.

«Трансаэро» была крупнейшим игроком на рынке чартерных перевозок в России, второй после «Аэрофлота» по пассажиропотоку в России. Но с 26 октября сертификат эксплуатанта у нее аннулирован, все полеты прекращены. Долг банкам составляет 80–85 млрд руб., а общий, с учетом лизинга, – 250–260 млрд руб.

Если банки одобрят предлагаемую Филевым процедуру оздоровления, то получить новый сертификат эксплуатанта «Трансаэро» сможет быстро, уверен близкий к акционерам S7 человек.

Допусков нет

21 октября межведомственная комиссия при Минтрансе отозвала весь 141 международный допуск «Трансаэро» в связи с предстоящим аннулированием сертификата. Лучшие 56 – из Москвы и Санкт-Петербурга в Европу, Среднюю Азию и Израиль – отдала «Аэрофлоту» и его «дочке», «России».

Сохранить допуски «Трансаэро» можно было, только обжаловав отзыв сертификата в суде, рассказывал федеральный чиновник. Такая возможность рассматривалась, говорила ранее второй совладелец S7 Наталья Филева (жена Владислава Филева).

«Филевы решили не судиться, они считают, что надо дать компании возможность летать и строить новый бизнес», – сообщил близкий к ним человек. По его словам, с «Трансаэро» реализовать новую стратегию получится быстрее и дешевле. Если строить новую компанию, где взять для нее летчиков и бортпроводников? «Они за это время все разбегутся [из «Трансаэро»], а так 10 000 остаются в компании и ждут, что скажет государство», – объясняет собеседник «Ведомостей». Сразу парк «Трансаэро» не будет прежним (106 самолетов), но постепенно может вырасти до сопоставимых размеров, продолжает он.

Филева ранее рассказала, что план спасения «Трансаэро» включает ее объединение с «Сибирью» и «Глобусом» и конвертацию части долгов банкам в акции (до 49%) объединенной компании. Сегодня Филев будет ждать от банкиров принципиального одобрения этой модели, размер долга для конвертации и сроки реструктуризации – предмет дальнейших расчетов, которые должен проводить независимый западный банк, продолжает человек, близкий к акционерам S7.

«Никаких предложений по дальнейшей стратегии «Трансаэро» ни с S7, ни с «Трансаэро» не обсуждалось как формально, так и неформально. Об идее создания хаба в Новосибирске слышим впервые, – заявил вчера министр транспорта Максим Соколов. – Компания пока даже не представила план оплаты текущих расходов, связанных с перевозкой пассажиров и оплатой долгов».