Почему Virgin Group продает свою американскую авиакомпанию конкуренту

Ричард Брэнсон признал, что «консолидация – это тренд», который он не смог остановить
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Материнская структура авиакомпании Alaska Airlines, Alaska Air Group, покупает авиакомпанию Virgin America по цене $57 за акцию, или за $2,6 млрд, - с учетом долга последней и обязательств по лизингу самолетов сделка обойдется покупателю примерно в $4 млрд, сообщили пресс-службы обоих перевозчиков. Сделку одобрили советы директоров покупателя и продавца, за нее также должны проголосовать акционеры Virgin America и разрешить регулятор.

Если все пойдет хорошо, сделка будет закрыта к началу 2017 г. Покупка Virgin America (около 7 млн пассажиров в 2015 г.) позволит Alaska Airlines (около 32 млн) стать пятым американским перевозчиком, сейчас она на шестом месте. Парк объединенной авиакомпании составит около 280 судов, годовая выручка будет превышать $7 млрд, единовременные затраты на интеграцию ожидаются в размере $300-350 млн, зато синергия от объединения - $225 млн каждый год.

Владелец Virgin Group Ричард Брэнсон, один из богатейших людей Великобритании и самых экстравагантных богачей мира, разместил на сайте своей корпорации обращение, в котором вспоминает историю своего увлечения авиаперевозками. Состояние ему обеспечил звукозаписывающий бизнес, затем Брэнсон инвестировал в большое количество отраслей, сейчас Virgin Group включает около 400 компаний, в том числе три авиакомпании - британскую Virgin Atlantic, австралийскую Virgin Blue и Virgin America.

"Создать мою первую авиакомпанию заставило разочарование. Молодым управленцем звукозаписывающей компании я путешествовал по всему миру, и это был отвратительный опыт. Поэтому в 1984 г. я арендовал бывалый Boeing-747 и вышел на рейс Лондон - Нью-Йорк. Все считали, что мы сумасшедшие и обречены на быстрый провал. Но мы сосредоточились на вещах, которые нужны пассажирам: более качественные еда и развлечения, горизонтальные кресла в дорогом классе. Так мы создали лояльную аудиторию. Это была Virgin Atlantic, она процветает до сих пор, тогда как большинство ее тогдашних конкурентов погибли", - хвастается Брэнсон.

"То же самое мы сделали 16 лет спустя в Австралии, чтобы бросить вызов доминирующей Quantas и предложить более качественный сервис... Наша американская авиакомпания тоже родилась из разочарования", - продолжает Брэнсон. "По мере того как авиакомпании объединялись, росли и все больше увлекались сокращением издержек, летать в Америке стало ужасно. Несмотря на попытки помешать запуску авиакомпании Virgin America стартовала августе 2007 г. и ее целью было - снова сделать полеты приятными", - делится Брэнсон.

Virgin America первой запустила Wi-fi во всем парке судов, разноцветное освещение (mooding lighting), питание по заказу, тактильные экраны в спинках сидений и розетки для каждого места каждого рейса, перечисляет он и с уверенностью заявляет: "Люди любят эту авиакомпанию", которая, по его словам, стала успешным бизнесом с рекордной для себя прибылью в 2015 г.

Затем он объясняет, почему она будет продана конкуренту: "сегодня четыре мега-авиакомпании контролируют свыше 80% американского рынка, печально, но консолидация - это тренд, который не остановить; ощущая, как и мы, давление конкурентов, Alaska Airlines предложила Virgin America слияние". Совет директоров Virgin America принял предложение, если его одобрят акционеры и регулятор, то две компании станут одной.

"Не буду обманывать и скрывать, что испытываю грусть от того, что наша прекрасная авиакомпания сливается с другой. Но я не американец, и по требованию департамента транспорта США часть моих акций в авиакомпании неголосующие, что снизило мои возможности влиять на решения. К сожалению, я никак не мог это остановить", - откровенничает Брэнсон.

В Virgin America его Virgin Group имеет 24,9% голосующих акций (и такой же пакет неголосующих), 27,9% голосующих акций - у структур фонда Cyrus Holding миллиардера Стивена Фридхайма, 5,3% у американской PAR Investment Partners.

Virgin America в прошлом году действительно имела $340,5 млн чистой прибыли, а в 2014 г. - $60 млн. Forbes писал, что маржа авиакомпании в сравнении с другими американскими перевозчиками и на фоне упавших цен на нефть невелика, и предыдущие годы она сводила концы с концами. Сейчас, после получения прибыли в 2015 г., самый лучший момент продать компанию, считает издание.

Брэнсон снялся в нескольких сериалах в роли самого себя, участвовал в реалити-шоу. Он со второй попытки поставил мировой рекорд по скорости пересечения Атлантического океана на корабле, пересекал Атлантику и Тихий окен на воздушном шаре, пытался совершить на шаре кругосветное путешествие, установил рекорд по скорости пересечения Ла-Манша на автомобиле-амфибии.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more