Американская Groupon рассталась с российским бизнесом
Покупателем стал фонд ru-Net Леонида БогуславскогоАмериканская Groupon, которая специализируется на продаже товаров и услуг со скидками, продала бизнес в России, заявил врио ее финансового директора Брайан Кайман на телеконференции для инвесторов и аналитиков. Еще в апреле «мы ушли из России, продав актив, таким образом, число стран [присутствия Groupon] сократилось до 27», сообщил он.
«Групон рус» работает по-прежнему, но 100% ее собственности приобрел инвестиционный фонд, сказал представитель российской Groupon, не уточнив, какой именно. Это фонд ru-Net Леонида Богуславского, знают два собеседника «Ведомостей», знакомые с участниками сделки. Инвестиционный директор ru-Net Александр Павлов подтвердил «Ведомостям», что фонд купил 100% бизнеса Groupon в России. Сумму сделки он не назвал, сказал лишь, что среднесрочная стратегия ru-Net – повысить рентабельность бизнеса Groupon в России, стимулировать его рост за счет развития в регионах, инвестировать в «отдел продаж и технологии».
Одновременно ru-Net – основной владелец скидочного сервиса Biglion, главного конкурента Groupon в России. Кроме того, в конце 2015 г. фонд Богуславского стал соинвестором немецкого сервиса-агрегатора скидок Cuponation. Покупка российского бизнеса Groupon совершена «в полном соответствии с акционерным соглашением холдинговой компании Biglion», заверяет Павлов. Наличие у конкурентов общего совладельца может пойти им в плюс, считает он: и Groupon, и Biglion нужно в первую очередь расширять базу покупателей и улучшать сервис.
Что покупают в Groupon
43% покупок сертификатов на скидки в российской Groupon пришлось на категорию «Развлечения и спорт», по данным компании за 2015 г. Вторая по популярности категория – походы в рестораны (27%)
Groupon работает в России с 2010 г. – именно тогда американская компания приобрела контрольный пакет аналогичного российского сервиса Darberry. Люди, близкие к участникам сделки, оценивали ее в сумму до $50 млн. В 2011 г. основатели Darberry Виктор Лысенко, Елена Масолова, Алексей Черняк, Иван Владимиров и Олег Козырев продали Groupon оставшиеся доли. Официально Groupon ни одну из этих сделок детально не описывала.
Сумма, за которую Groupon продала российский бизнес, в ее отчетности также не фигурирует. Говорится лишь, что в I квартале компания потратила $12,44 млн на реструктуризацию, в том числе в регионе Европа, Ближний Восток и Азия – $3,5 млн.
В 2015 г. комиссия всех купонных сервисов в России – деньги, которые они получили от партнеров за реализацию их товара, – составила 15–20 млрд руб., оценивает партнер Data Insight Федор Вирин. На 100–300% в год, как прежде, этот рынок уже не растет, добавляет сооснователь и главный исполнительный директор KupiKupon Комил Рузаев, «но, если компания хорошо работает, ее бизнес может расти на 15–25% в год». Доля Groupon на российском рынке скидочных сервисов, по оценке Павлова, – более 30%, сервисом пользуется более 500 000 покупателей в год. «Мы особенно впечатлены результатами российской Groupon в сегменте путешествий, на который уже приходится более 50% продаж», – добавляет Павлов.
По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2014 г. выручка «Групон рус» сократилась на 28% до 470,3 млн руб., чистый убыток составил 256,5 млн руб.; данных за 2015 г. нет.
Следуя плану реструктуризации, Groupon уже свернула бизнес в 17 странах, говорится в ее квартальном отчете. В конце 2015 г. Groupon объявила, что намерена сократить за год около 1100 рабочих мест по всему миру и уйти из Марокко, Панамы, с Филиппин, из Пуэрто-Рико, Тайваня, Таиланда и Уругвая. Еще раньше компания отказалась от бизнеса в Турции и Греции. «Чтобы наш географический охват стал еще большим преимуществом, мы должны сосредоточить силы и средства на меньшем количестве стран», – убеждал инвесторов в конце 2015 г. исполнительный директор Groupon Рич Уильямс. Основной рынок для Groupon – Северная Америка.
За I квартал 2016 г. компания продала товаров и услуг на $1,47 млрд (минус 5% год к году), ее выручка составила $732 млн (минус 2%). В среду, 4 мая, в начале торгов на NASDAQ бумаги компании торговались на уровне около $3,3 за акцию, капитализация составила около $2 млрд. После IPO в 2011 г. акция Groupon стоила $20.
Пресс-служба американской Groupon не ответила на вопросы «Ведомостей».
В подготовке статьи участвовал Павел Кантышев