РЖД не хочет отказываться от 13,4%-ной надбавки на экспорт нефти

Ее отмена может негативно сказаться на выручке госмонополии, говорят эксперты
РЖД хочет возить нефть дороже/ А. Гордеев/ Ведомости

Нефтяные компании в основном экспортируют по железной дороге нефтепродукты. Например, «Роснефть» в 2015 г. экспортировала по железной дороге и другими видами транспорта (не по трубе) 5,3 млн т нефти (4,9% от объема экспорта) и 52,2 млн т нефтепродуктов (79,5%), следует из материалов компании. В этом году экспорт нефти будет расти – в 2016 г. на 3,5% за счет сокращения переработки, обещал заместитель министра энергетики Алексей Текслер. В 2015 г. за границу было продано 241,8 млн т нефти, напомнил он. Цены на нефть колеблются у отметки $50/барр.

«Российские железные дороги» (РЖД) хочет продлить действие 13,4%-ной надбавки к тарифу при экспорте нефти, нефтепродуктов и дизельного топлива, рассказал в кулуарах международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» вице-президент РЖД Салман Бабаев. По его словам, «по закону ее нужно отменить, но мы не видим, что ее нужно отменить, потому что на рынке ничего не происходит». По какой причине нужно продлить экспортную надбавку, на какой срок – представитель РЖД не сказал.

РЖД увеличила тарифы для провозов грузов на экспорт в конце 2014 г., установив набавку в 13,4% из-за девальвации рубля и увеличения экспорта. На часть грузов, например энергетический уголь, надбавка была отменена спустя несколько месяцев. Компания также согласилась отменить экспортные надбавки для производителей черных металлов с начала года, если те сохранят грузоперевозки на уровне 2015 г. Металлурги обязались в 2016 г. сохранить отгрузку и уже получают скидку на перевозку своей продукции на экспорт. Если перевозки будут меньше, металлургам придется доплатить.

Но экспорт нефтеналивных грузов – значимый источник доходов РЖД, он обеспечивает 7,5% выручки. Всего в 2015 г. монополия перевезла 264,6 млн т нефтеналивных грузов, это обеспечило ей 318 млрд руб. выручки. На экспорт было отправлено 116,1 млн т (142,5 млрд руб.), подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

«Российские Железные дороги»

Железнодорожная монополия
Акционеры: Росимущество – 100%.
Финансовые показатели (МСФО 2015 г.):
Выручка – 1,9 трлн руб.,
Прибыль – 8,2 млрд руб.

За 2015 г. РЖД заработала 8,2 млрд руб. чистой прибыли, без надбавки за экспорт нефтепереливных грузов у компании вполне могли быть убытки, уверен заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Смысла отменять надбавку он не видит: отмена не увеличит перевозки и не приведет к росту доходной базы, но снизит рентабельность.

Представитель ФАС говорит, что пока не получали от РЖД экономическое обоснование продления надбавки: «Нужно будет увидеть отчет о том, как исполняется финансовый план компании на этот год. В целом вопрос очень дискуссионный, по этому поводу планируется серия совещаний». На некоторую часть грузов целесообразно сохранить экспортную надбавку, даже если на международных рынках цена на продукцию упала, но в стоимостном выражении для производителя была компенсирована за счет девальвации рубля, говорит представитель Минэкономразвития. При этом на какие-то виды грузов надбавку могут и убрать, отмечает он.

Нефть дорожает, рубль укрепляется, в такой ситуации стоит сохранить статус-кво, чтобы не ухудшить положение РЖД, говорит Бурмистров. В текущих экономических условиях надбавка необходима для балансирования бюджета РЖД, считает он.