«СГ-транс» остался без покупателя

ISR Trans передумала покупать 50% оператора, но появились другие претенденты – пока не имеющие железнодорожных активов
Отказ ФАС согласовать продажу 50% «СГ-транса» его «дочке» привел к тому, что следующий покупатель этого пакета – ISR Trans – вышел из сделки/ А. Гордеев / Ведомости

ISR Trans (подконтрольна бывшему вице-президенту «Лукойла» Искандеру Халилову) отказалась покупать у АФК «Система» 50% железнодорожного оператора «СГ-транс». Человек, близкий к менеджменту ISR, рассказал, что компания выходит из сделки и сосредоточится на других проектах, не уточнив, на каких именно. Человек, знакомый с менеджментом «Системы», подтвердил, что ISR Trans больше не заинтересована в покупке «СГ-транса». Представитель «Системы» от комментариев отказался.

Оставшиеся 50% «СГ-транса» принадлежат компании «Вектор рейл» гендиректора ФГК Алексея Тайчера (40,24%) и сыновей вице-президента РЖД Салмана Бабаева Руслана(27,68%) и Тимура (27,38%). Предполагалось, что пакет «Системы» выкупит «дочка» «СГ-транса» – «Башнефть-транс», а уже потом 50% акций передаст ISR. В мае близкие к одной из сторон сделки люди говорили, что компания Халилова может заплатить за актив около 6 млрд руб. ФАС не удовлетворила ходатайства «Вектор рейла» и «Башнефть-транса» о покупке 50% «СГ-транса», потому что стороны сделки аффилированы между собой и с РЖД.

Отказ ISR покупать пакет не остановил сделку – она просто видоизменилась, уверяет собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон сделки. Детали он не раскрыл, сказав лишь, что согласование схемы продажи – на завершающем этапе. Покупателя источник не называл. «Интересанты – компании, не имеющие железнодорожных активов», – знает человек, близкий к ISR. «Трансойл» и ПГК на текущий момент не заинтересованы в покупке актива, рассказали представители этих компаний.

«СГ-транс» – крупнейший в России собственник подвижного состава для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) и легкого углеводородного сырья. «Система» купила его на приватизационном аукционе в 2012 г. за 22 млрд руб. Позже «Система» продала 70% «СГ-транса» за 12 млрд руб. «Финансовому альянсу» (совместному предприятию с Unirail Holdings Тайчера и Бабаевых). Затем Unirail выкупила еще 15% акций «СГ-транса». В 2014 г. «Финальянс» был присоединен к «СГ-трансу». «Система» и Unirail получили по 50% акций оператора.

Крупнейший клиент «СГ-транса» – «Башнефть», на которую приходится 35% грузооборота. В 2014 г. «Башнефть» и «СГ-транс» заключили контракт на перевозку 49 млн т грузов с 1 мая 2014 г. по 31 декабря 2019 г. Другие крупные клиенты оператора в сегменте СУГ – «Сибур», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Таиф».

С 2016 г. рынок перевозки нефти и нефтепродуктов резко упал, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но динамика «СГ-транса» хуже рынка. В I квартале «СГ-транс» перевез 3,9 млн т грузов, что на 25% ниже показателя за тот же период годом ранее, приводит пример эксперт. Перевозка нефтеналивных грузов, которые в 2015 г. принесли «СГ-трансу» 45% выручки, сократилась на 35% до 1,6 млн т и сокращение не было компенсировано ростом перевозок СУГ на 9% до 1,6 млн т, говорит эксперт. А сокращение парка полувагонов в управлении (с 4000 в конце 2014 г. до 2260 в конце 2015 г. и 1170 на 1 апреля) не позволило «СГ-трансу» воспользоваться улучшением конъюнктуры рынка перевозок строительных грузов и угля, считает Бурмистров.