Все меньше россиян страдает от роста трат на товары первой необходимости, заметил Nielsen

Ритейлеров радует даже отсутствие падения спроса
Российские потребители начинают постепенно выходить из кризиса/ Е. Кузьмина / Ведомости

Доля потребителей, которые заметили рост расходов на одни и те же товары повседневного спроса за последние три месяца, перестала расти и вернулась к уровню середины 2014 г., свидетельствуют данные опроса Nielsen. Российские потребители начинают постепенно выходить из кризиса, полагают аналитики Nielsen.

Nielsen провел исследование «Рос­сийский покупатель в новых экономических условиях» 29 июня – 6 июля 2016 г. в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре и в 22 городах с населением свыше 500 000 человек; опрошено около 1100 человек.

О росте трат на одни и те же продукты заявили 60% респондентов – год назад этот показатель был выше на 7 процентных пунктов. Так, 22% опрошенных стали «значительно» больше тратить на повседневные товары, 38% – немного больше и только 22% заявили, что тратят столько же денег, сколько и три месяца назад. При этом потребители в начале лета увеличили интерес к большим покупкам, позволяющим снизить затраты: в июне 2016-го этим способом воспользовались 15% респондентов против около 11–13% последние два года.

Потребительский спрос остается слабым, но крупные ритейлеры считают, что худший период уже миновал, отмечали аналитики UBS в обзоре ситуации в российской рознице в начале августа. Остановилось сокращение числа товаров в покупательской корзине и переход покупателей на более дешевые альтернативы товаров, отмечали аналитики: помогла стабилизация курса рубля. Спрос стабилизировался, отмечал в конце июля гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий.

Покупатели по-прежнему чувствительны к цене, говорит представитель «Дикси», особенно их привлекают большие скидки. Представитель X5 Retail Group говорит, что ритейлер не заметил изменений потребительского поведения летом по сравнению с весной.

Потребителей, говорящих о снижении доходов и росте затрат на покупки товаров повседневного спроса и продуктов питания, по-прежнему много, но есть небольшое сокращение их доли, рассуждает Марина Ерскова из «Nielsen Россия». Отчасти причина, по ее словам, в промоактивности ритейлеров и производителей. «Для снижения стоимости покупательской корзины мы продолжаем вкладываться в промоактивность», – подтверждает представитель «Дикси».

Представитель «Ленты» от комментариев отказалась, «Магнита» и «О’кей» не ответили на запрос.