«Роснефть» предложила построить металлургический завод во Владивостоке

Предприятие в городе Большой Камень должно обеспечить нужды судоверфи «Звезда»
Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин/ Е.Разумный/ Ведомости

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина на совещании во Владивостоке поддержать идею строительства в городе Большой Камень (недалеко от Владивостока) металлургического предприятия для обеспечения нужд судоверфи «Звезда».

Путин с предложением согласился, решение вопроса он доверил вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

Во вступительном слове на совещании президент отметил, что «объем металлообработки на «Звезде» составит около 330 000 т в год" (цитата по kremlin.ru). Какая мощность должна быть у завода рядом со «Звездой», Сечин не уточнил.

«Мы предлагаем построить металлообрабатывающий и металлопроизводящий комплекс в непосредственной близости от верфи», - сказал главный исполнительный директор «Роснефти». По его словам, уже отобран соответствующий участок земли на расстоянии порядка 100 км от судостроительного комплекса «Звезда», рядом с перевалочным комплексом. «Нам необходима небольшая помощь по оформлению этой земли - участка площадью около 400 га», - отметил Сечин.

Сечин обратил внимание на то, что сварка малоразмерных листов стали в процессе судостроения «категорически плохо влияет на себестоимость производства судов - это удорожание в размере до 50% в цене корпуса и до 10% в целом по готовому изделию». «10% на рынке - это очень серьезный задел, который снижает конкурентоспособность», - отметил он.

Проблема Владивостокского метзавода (если он будет заводом полного цикла) будет заключаться в том, что предприятию придется покупать сырье фактически по мировым ценам, как это делают соседние китайские предприятия, а по остальным параметрам (стоимость труда, энергии, газа и кредитных ставок) будет им проигрывать, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. При этом в регионе особенно сильна конкуренция с китайскими, корейскими и японскими сталеварами. Например, комсомольский «Амурметалл» подобную конкуренцию не выдержал и находится в стадии конкурсного управления, отмечает эксперт.

"Амурметалл" – единственное на Дальнем Востоке металлургическое производство (производит 500 000 т при годовых мощностях 2 млн т) с 2009 г. находится в состоянии банкроства. Компанию подвели цены на металлолом, который компания закупает для производства металла. Рублевые цены на металлолом выросли из-за девальвации российской валюты.

Строительство метзавода во Владивостоке может быть оправдано, только если оно будет переплавлять железную руду и использовать российский уголь, говорит Худалов.

Железную руду и коксующийся уголь можно будет закупать и на Дальнем Востоке: на реке Амур работает дочернее предприятие золотодобывающей Petropavlovsk - железорудная IRC. Компания добывает 900 000 т железной руды в год и в прошлом месяце запустила свое флагманское предприятие K&S (с его выходом на проектную мощность добыча железной руды должна вырасти до 4,1 млн т в год, рассчитывает IRC).

Угольные месторождения в Магадане и на Сахалине сейчас разрабатывают группа ИСТ и бизнесмен Олег Мисевра. Восточная горнорудная компания намерена инвестировать 61 млрд руб в разработку Омсукчанского бассейна (три участка с общими запасами и ресурсами на 100 млн т рядового угля) и построить в области комплекс по производству и перевалке антрацитов мощностью 3 млн т в год. Компания намерена добывать и переваливать уголь на Сахалине: производительность комплекса должна составить 10–12 млн т в год (сейчас – 3 млн т в год).