«Роснефть» предложила построить металлургический завод во Владивостоке

Предприятие в городе Большой Камень должно обеспечить нужды судоверфи «Звезда»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина на совещании во Владивостоке поддержать идею строительства в городе Большой Камень (недалеко от Владивостока) металлургического предприятия для обеспечения нужд судоверфи «Звезда».

Путин с предложением согласился, решение вопроса он доверил вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

Во вступительном слове на совещании президент отметил, что «объем металлообработки на «Звезде» составит около 330 000 т в год" (цитата по kremlin.ru). Какая мощность должна быть у завода рядом со «Звездой», Сечин не уточнил.

«Мы предлагаем построить металлообрабатывающий и металлопроизводящий комплекс в непосредственной близости от верфи», - сказал главный исполнительный директор «Роснефти». По его словам, уже отобран соответствующий участок земли на расстоянии порядка 100 км от судостроительного комплекса «Звезда», рядом с перевалочным комплексом. «Нам необходима небольшая помощь по оформлению этой земли - участка площадью около 400 га», - отметил Сечин.

Сечин обратил внимание на то, что сварка малоразмерных листов стали в процессе судостроения «категорически плохо влияет на себестоимость производства судов - это удорожание в размере до 50% в цене корпуса и до 10% в целом по готовому изделию». «10% на рынке - это очень серьезный задел, который снижает конкурентоспособность», - отметил он.

Проблема Владивостокского метзавода (если он будет заводом полного цикла) будет заключаться в том, что предприятию придется покупать сырье фактически по мировым ценам, как это делают соседние китайские предприятия, а по остальным параметрам (стоимость труда, энергии, газа и кредитных ставок) будет им проигрывать, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. При этом в регионе особенно сильна конкуренция с китайскими, корейскими и японскими сталеварами. Например, комсомольский «Амурметалл» подобную конкуренцию не выдержал и находится в стадии конкурсного управления, отмечает эксперт.

"Амурметалл" – единственное на Дальнем Востоке металлургическое производство (производит 500 000 т при годовых мощностях 2 млн т) с 2009 г. находится в состоянии банкроства. Компанию подвели цены на металлолом, который компания закупает для производства металла. Рублевые цены на металлолом выросли из-за девальвации российской валюты.

Строительство метзавода во Владивостоке может быть оправдано, только если оно будет переплавлять железную руду и использовать российский уголь, говорит Худалов.

Железную руду и коксующийся уголь можно будет закупать и на Дальнем Востоке: на реке Амур работает дочернее предприятие золотодобывающей Petropavlovsk - железорудная IRC. Компания добывает 900 000 т железной руды в год и в прошлом месяце запустила свое флагманское предприятие K&S (с его выходом на проектную мощность добыча железной руды должна вырасти до 4,1 млн т в год, рассчитывает IRC).

Угольные месторождения в Магадане и на Сахалине сейчас разрабатывают группа ИСТ и бизнесмен Олег Мисевра. Восточная горнорудная компания намерена инвестировать 61 млрд руб в разработку Омсукчанского бассейна (три участка с общими запасами и ресурсами на 100 млн т рядового угля) и построить в области комплекс по производству и перевалке антрацитов мощностью 3 млн т в год. Компания намерена добывать и переваливать уголь на Сахалине: производительность комплекса должна составить 10–12 млн т в год (сейчас – 3 млн т в год).