Ритейлеры раскрыли размер поступлений от штрафов поставщиков

Сети настаивают, что не зарабатывают на них
Поставщиков беспокоит, что в новых договорах поставки штрафных пунктов стало больше/ Евгений Разумный/ Ведомости

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупнейшие розничные сети России, отчиталась вице-премьеру Аркадию Дворковичу о том, как исполняются изменившиеся требования закона о торговле. Письмо отправлено 20 декабря, с копией ознакомились «Ведомости». Подлинность документа подтвердили представитель АКОРТ и два сотрудника компаний – участников ассоциации. Обращение пока не поступило, сказал представитель Дворковича.

Основная часть письма посвящена штрафам от ритейлеров поставщикам. «...В части установления штрафных санкций <...> члены АКОРТ придерживаются общих базовых принципов и следуют логике решений комиссии по применению КДП [Кодекса добросовестных практик ритейла и поставщиков], в соответствии с которыми штрафы не являются источником дохода», – говорится в документе.

Дискуссия о штрафах возникла летом 2016 г.: в конце июня, перед вступлением в силу части поправок в закон о торговле (см. врез), крупнейший российский ритейлер «Магнит» пересмотрел штрафные санкции, чтобы повысить «уровень выполнения заказов» и улучшить качество поставляемых продуктов. По наиболее частым типам нарушений штрафы выросли с 5 до 15%, но остались в пределах рекомендованных комиссией по применению КДП.

Некоторые поставщики тогда сочли, что ритейлер так пытается компенсировать утраченные после поправок в закон о торговле сборы за маркетинг. В августе соавтор поправок в закон о торговле депутат Ирина Яровая заподозрила сети в попытках обойти закон: «Предлагаются штрафы, скидки».

Как изменился закон

Поправки к закону о торговле ограничили выплаты поставщиков ритейлу: теперь выплаты не должны превышать 5% стоимости поставки с учетом премии за размер закупки, услуг по логистике и продвижению. Ранее ритейлеры могли по закону просить у поставщиков платить им ретро-бонус до 10% поставки, а другие выплаты не регламентировались.

В начале сентября на встрече с «Единой Россией» президент Владимир Путин заявил, что знает, как «сети сейчас пытаются отыграть назад, открутить этот счетчик, чтобы, потеряв на выплатах за места на полках, получить то же самое, но другим способом – на штрафах или чем-то другом». «Этого нельзя допустить», – сказал президент (цитата по сайту «Единой России»).

Члены АКОРТ в последнем письме Дворковичу отмечают: за 2016 г. общие выставленные поставщикам штрафы колеблются от 0,15 до 0,3% от общего товарооборота. «...Хотя объем недопоставленных в торговые сети продуктов превышал 8% (штрафы к поставщикам применяются в случае недопоставки более 5% от заказанного товара. – «Ведомости»). Реально взыскивается меньшая сумма», – отмечается в письме.

Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры отказались раскрыть, сколько зарабатывают, штрафуя поставщиков. Директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков называет «корректными» обнародованные ритейлерами цифры.

Штрафы никогда не были и не станут источником дохода сети, настаивает представитель ритейлера «Лента» Анна Мелешина, они нужны, чтобы повышать «дисциплину поставок». А также для обеспечения доступности товаров на полках и обеспечения требований к качеству товаров, добавляет представитель Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). У поставщиков, в свою очередь, тоже предусмотрены штрафы для сетей, чтобы они соблюдали дисциплину и сроки платежей за поставленный товар, напоминает он.

Размер штрафов в 2016 г. не изменился, как и в договорах поставок на 2017 г., говорит представитель X5. «Лента», по словам Мелешиной, также не планирует повышать штрафы.

«Не все поставщики могут похвастаться достаточно высоким уровнем сервиса – даже с учетом того, что мы, как правило, не требуем 100%-ного исполнения наших заказов», – сетует Мелешина. Они, по ее словам, «не выдерживают объем и ритмичность поставок на должном уровне», это приводит к потерям ритейлера, отсутствию товара в магазине и недовольству покупателей.

Поставщиков беспокоит, что в новых договорах поставки, приведенных в соответствие с действующим законом о торговле, штрафных пунктов стало больше, говорит Востриков из «Руспродсоюза».

«Штрафы стали разнообразнее и зачастую выражены в абсолютной величине, а не в процентах. Если штрафы за плановую недопоставку товара в большинстве случаев не превышают 15%, то по собственным брендам сетей и акционному товару зачастую составляют 50–100%», – отмечает он. Вероятно, не все из этих штрафов будут выставлены, но это потенциальная угроза для поставщиков, поясняет он. «Поэтому «Руспродсоюз» поддержал предложение АКОРТ по созданию рабочей группы межотраслевого экспертного совета, которая должна проверить штрафы на обоснованность и соответствие их размера причиняемому убытку», – сказал Востриков.

«Ашан» и «Дикси» от комментариев отказались, «Магнит», «О’кей», «Глобус» не ответили на вопросы.