Основатель Yota Сергей Адоньев вышел из крупного тепличного проекта

Этот бизнес может стоить около 6,7 млрд рублей
Чтобы отказаться от импорта помидоров и огурцов, в России должно ежегодно вводиться в 1,5 раза больше теплиц /Андрей Гордеев

Бизнесмен Сергей Рукин стал единственным владельцем УК «Технологии тепличного роста» (ТТР), выкупив у своего партнера Сергея Адоньева 80% долей этой компании. Об этом рассказали «Ведомостям» сам Рукин, директор по продажам и маркетингу ТТР Илья Гамов и Екатерина Лапшина, директор Marsfield (управляет в том числе проектами Адоньева). ТТР объединяет два действующих тепличных комбината в Московской и Тюменской областях: в 2016 г. они выпустили 25 000 т огурцов и помидоров; их совокупная площадь – 27 га. В 2016 г. ТТР также приобрела недостроенный тепличный комплекс «Донская усадьба» в Ростовской области мощностью 11 000 т огурцов и помидоров в год. Также в структуру ТТР входит собственный торговый дом «ТТР трейд», продающий продукцию под собственным брендом «РОСТ» в магазинах основных федеральных ритейлеров России (Metro, «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «Лента» и др.).

Сделка была денежной и рыночной, закрыта в декабре 2016 г., пояснил Рукин и подтвердила Лапшина. Ее параметры стороны не раскрыли. Рукин лишь добавил, что выпускал долю в бизнесе за собственные средства. В тепличный проект вложено более $100 млн, из которых 20% – средства акционеров, остальное – банковские кредиты, уточнил представитель ТТР. Стоимость современного тепличного комплекса с 100%-ной досветкой оценивается в 250 млн руб./га, подсчитал исполнительный директор Национального плодоовощного союза России Михаил Глушков, следовательно, действующий бизнес можно оценить примерно в 6,7 млрд руб., а долю в 80% от собственных инвестиций – в 1 млрд руб.

Что за инвесторы

Адоньев – бывший партнер Владимира Кехмана по компании JFC, которая некогда была крупнейшим импортером фруктов в Россию. В дальнейшем он вышел из этого бизнеса. В 2006 г. Адоньев стал одним из основателей телекомоператора «Скартел» (бренд Yota).
Рукин в середине 90-х основал компанию МБК, впоследствии она стала крупнейшим дистрибутором замороженных овощей и полуфабрикатов в Санкт-Петербурге, затем – производителя полуфабрикатов РПК (в 2005 г. обе компании проданы). Занимался Рукин и автобизнесом (основал официального дилера BMW в Санкт-Петербурге «Авиамоторс»), девелопментом, также владел долей в импортере рыбы «Себастес». С 2012 г. Рукин также стал совладельцем сети обувных магазинов «Обувьком».

Тепличным бизнесом Рукин и Адоньев (см. врез) начали заниматься в 2014 г., построив первый тепличный комплекс «Луховицкие овощи». По словам Рукина, он сам предложил Адоньеву выкупить долю партнера в проекте: «Инициатором был я и изначально планировал долгосрочное участие в проекте и его развитие». Почему Рукин решил самостоятельно заняться тепличным бизнесом, он не уточнил. Горизонт инвестирования Marsfield – 3–5 лет, замечает Лапшина, компания получила предложение от партнера, оно ее устроило. Фонд выходит из проекта с доходностью, ее размер не раскрывается, добавила она. Фонд ориентируется на доходность инвестиций в 25–30%, говорила Лапшина журналу РБК в ноябре 2016 г.

УК ТТР планирует масштабное расширение, рассказал Гамов, к 2020 г. компания увеличит площади теплиц до 150 га. Производство овощей увеличится до 120 000 т в год, что позволит компании занять 10% российского рынка овощей защищенного грунта. Компания будет как расширять действующие комбинаты, так и запускать новые проекты в Центральной России, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Рукин, по собственным словам, пока планирует развивать компанию самостоятельно, но «к предложениям открыт».

ТТР в ближайшие два года сможет занять около 15–20% московского рынка овощей, в Тюмени – почти 100%, подсчитал Глушков. По данным Национального плодоовощного союза, в 2016 г. в России введено в эксплуатацию около 160 га новых теплиц. Хотя по госпрограмме развития АПК для импортозамещения необходимо вводить по 260–280 га, напоминает Глушков. Этого не удается сделать из-за недоступности кредитных средств, недостаточной господдержки и слабого роста оптовых цен, рассуждает он. В 2016 г. в защищенном грунте выпущено свыше 655 000 т огурцов и помидоров, согласно Минсельхозу.