Статья опубликована в № 4375 от 01.08.2017 под заголовком: «Алтайвагон» завяз в убытках

Убыток «Алтайвагона» вырос в 12 раз несмотря на рост производства

Причина – низкая цена вагонов

В 2016 г. производитель грузовых вагонов «Алтайвагон» (входит в группу «Сибирский деловой союз») увеличил чистый убыток в 12 раз до 2,6 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Выручка предприятия снизилась менее чем на 1% до 9,9 млрд руб. Убыток предприятие получает уже третий год подряд (см. график).

В 2014 г. завод на месяц останавливал работу из-за отсутствия заказов, выпуск вагонов составил 5667, а в 2015 г. снизился до 2578 вагонов. Наращивать производство завод начал с июня 2016 г. – 3477 вагонов. Причем половина выпущенной продукции – инновационные полувагоны, еще четверть – платформы. В 2017 г. предприятие планирует выпустить более 10 000 вагонов и выйти вместе с «Кемеровохиммашем» (филиал вагонзавода) на товарооборот почти 24 млрд руб.

Предприятие простаивало практически полгода в этом году, объясняет заместитель гендиректора по перспективному развитию «Алтайвагона» Станислав Золотарев.

«Ситуация на рынке тяжелая – спрос на инновационные вагоны низкий, все лимиты господдержки компания исчерпала за I квартал 2017 г. (на 2016–2018 гг. Минпромторг предусмотрел 2,2 млрд руб. субсидий для софинансирования ставок по кредитам на покупку вагонов выбранных производителей. – «Ведомости»)», – говорит он. В 2016 г. Связь-банк открыл для «Алтайвагона» кредитную линию на 3 млрд руб. сроком на три года на всю производственную деятельность завода. Под государственные гарантии завод заложил имущество.

Но главная проблема отрасли – необходимость повышения цены продукции, продолжает топ-менеджер завода. У «Алтайвагона» самая низкая среди вагоностроителей цена на рынке, подтверждает источник, близкий к компаниям-вагоностроителям. Цену формируют закупочные материалы, в том числе металл, а также производительность труда, добавляет Золотарев. По его словам, несмотря на неудовлетворительные финансовые показатели и тенденцию снижения производительности, компания сохраняет свои кадры.

В июне представитель правительства Алтайского края говорил о возможном вхождении «Алтайвагона» в состав госкорпорации «Ростех». «Такая договоренность существует между собственниками «Алтайвагона» и «Уралвагонзавода» (УВЗ)», – рассказывал он, добавляя, что «процесс этот будет долгим, может быть, до полугода» (цитата по «Интерфаксу»). УВЗ покупку «Алтайвагона» обсуждать готов, добавлял генеральный директор УВЗ Александр Потапов в интервью «Коммерсанту», хотя и уточнял, что видит определенные технические нюансы. Представитель «Ростеха» от комментариев отказался, но в конце июня гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов говорил «Ведомостям», что деловое предложение корпорация не получала. «У «Алтайвагона» нет своей модели тележки (сертификат приобретен у УВЗ), поэтому эта сделка позволит компании решить проблему с поставкой комплектующих. Но «Ростеху», возможно, вагоностроитель не нужен», – отметил гендиректор «Inofline-аналитики» Михаил Бурмистров.