Фонд Aurora Investments Бориса Карлова предлагает план спасения «ВИМ-авиа»

Чиновники и эксперты в него мало верят
Претендент на «ВИМ-авиа» Борис Карлов предложил Минтрансу план спасения авиакомпании/ А. Гордеев/ Ведомости

Управляющий директор фонда Aurora Investments Борис Карлов направил замминистра транспорта Валерию Окулову, директору департамента гражданской авиации Светлане Петровой и руководителю Росавиации Александру Нерадько предложение о разорившейся «ВИМ-авиа». «Ведомости» ознакомились с копиями писем, человек, близкий к руководству «ВИМ-авиа», подтвердил их подлинность.

Письмо поступило в Минтранс и будет рассмотрено в установленном порядке, говорит представитель министерства. План обсуждался с чиновниками, неожиданностью он не станет, сообщает собеседник в «ВИМ-авиа». Это подтвердил и федеральный чиновник.

Карлов предлагает дальше работать с девятью самолетами (три в собственности, шесть в лизинге), говорит близкий к руководству «ВИМ-авиа» человек. Сейчас в сертификате эксплуатанта «ВИМ-авиа» 29 судов (шесть собственных). Для регулярных перелетов ставка будет делаться на три основных направления – Дальний Восток, Китай, страны Средней Азии, к 2020 г. занятость кресел планируется поднять с 69 до 75%, RASK (доход с пассажиро-километра) составит 2,72 руб., EBITDAR – 26% при выручке около 15 млрд руб., говорит человек, близкий к руководству перевозчика, в новой авиакомпании будет около 800 сотрудников (сейчас около 1250). По его словам, в разработке плана Aurora Investments помогали привлеченные эксперты, в том числе «Ренессанс-капитал», представители банков-кредиторов и сотрудники «ВИМ-авиа». Представитель «ВИМ-авиа» подтвердил все это. Представитель «Ренессанса» от комментариев отказался.

Сертификат эксплуатанта «ВИМ-авиа» Росавиация приостановит с 27 октября, рассказали человек, близкий к «ВИМ-авиа», и человек, участвовавший в заседаниях оперативного штаба. Собеседник в «ВИМ-авиа» уверяет, что компании будет дано 90 дней на детальную проработку плана с лизингодателями и кредиторами. План обсуждается, решения о 90 днях еще нет, говорит федеральный чиновник.

Полеты может продолжить и «ВИМ-авиа», и ее «дочка» аэропорт «Братск» (имеет сертификат эксплуатанта), у которой нет долгов. Работа продолжится без супругов Рашида и Светланы Мурсекаевых, рассказывал человек, близкий к «ВИМ-авиа». Aurora Investments купит или доли «ВИМ-авиа», или акции «Братска», они заложены банку «Зенит».

Долговое бремя

«ВИМ-авиа» на конец сентября была должна 10,8 млрд руб., в том числе 6,5 млрд руб. – банкам, из них 3 млрд руб. – «Зениту», 1,6 млрд руб. – «Абсолют банку».

«Продолжение работы кажется невозможным: почти все арендованные самолеты забрали лизинговые компании, собственные самолеты «Домодедово» не отдаст до уплаты более 500 млн руб. долга, персонал разбегается», – скептичен федеральный чиновник.

Лизингодатели готовы сдать самолеты – ремаркетировать их долго и дорого, а финансировать перезапуск планируется в кредит, переговоры идут и с кредиторами, и со сторонними банками, парирует человек в руководстве «ВИМ-авиа». «Мы ведем диалог с кредиторами и государственными органами о судьбе авиакомпании. Решения еще нет», – говорит представитель «Зенита». «Все зависит от бизнес-плана», – отмечает представитель «Абсолют банка». Представитель Росавиации от комментариев отказался.

«Планы амбициозны и оптимистичны: чтобы иметь рентабельность по EBITDAR, близкую к лидерам рынка, на уровне 26% и оставаться прибыльной при RASK в 2,72 руб. к 2020 г., необходима очень сложная работа с расходами», – считает старший аналитик АКРА Александр Гущин.

«ВИМ-авиа» – десятая по пассажиропотоку авиакомпания России, в январе – сентябре перевезла 2,13 млн человек, на 27,8% больше, чем в тот же период 2016 г.