Производитель Pampers и Fairy открыл интернет-магазин для россиян на Tmall

Онлайн-продажи растут быстрее традиционных
Alibaba запустил на российском рынке платформу Tmall в конце прошлого года/ Aly Song / Reuters

Принадлежащая китайскому интернет-гиганту Alibaba площадка Tmall открыла для Procter & Gamble (P&G) фирменный онлайн-магазин в России, рассказали «Ведомостям» представители компаний. Это будет один из крупнейших партнеров в России, подчеркивает представитель AliExpress и Tmall Антон Пантелеев. Среди брендов P&G – Gillette, Pampers, Oral-B, Fairy, Head & Shoulders и др.

Работой магазина P&G на Tmall управляет дистрибутор американской компании – «Алиди», международная корпорация обеспечит маркетинг и медийную поддержку, отметил замдиректора по продажам P&G в Восточной Европе и Центральной Азии Нина Тюрина. Представитель «Алиди» это подтвердил.

Тестовый опыт

До 2017 г. основной площадкой Alibaba на российском рынке была AliExpress, в конце года интернет-гигант запустил здесь еще одну платформу – Tmall. Если первая предлагает преимущественно товары множества китайских продавцов, вторая сосредоточена на продажах известных брендов.

Продукция P&G с конца 2016 г. продавалась на площадке AliExpress, обслуживала продажи та же «Алиди», рассказывает менеджер по интернет-маркетингу дистрибутора Ильдар Амирханов. Пока площадка продолжает работать – здесь можно заказать около 300 видов товаров Gillette, Pampers, Oral-B, Always, Fairy, Head & Shoulders и др.

Схожее партнерство у AliExpress в России есть и c другим производителем товаров повседневного спроса – Unilever: оно началось два года назад, но после запуска Tmall продажи корпорации переведены на эту площадку. С начала марта, как рассказал менеджер по развитию интернет-торговли Unilever Максим Рогач, там продается продукция одного из брендов компании – Dove.

Зачем идти в интернет

Площадки Alibaba уже несколько лет сотрудничают с глобальными массовыми брендами на родном китайском рынке. P&G развивает интернет-магазины своих брендов на базе Tmall в Китае. Китайское подразделение Unilever договорилось о партнерстве с Alibaba в 2015 г.; целью стало наладить поставки китайским потребителям в сельской местности после того, как продажи компании здесь замедлились.

В России к сотрудничеству с китайскими площадками крупных производителей могут подталкивать схожие причины. Онлайн-продажи товаров повседневного спроса в последнее время очень хорошо растут по сравнению с традиционными каналами продаж, где очевидна тенденция к сокращению, отмечает Амирханов из «Алиди». Интернет-ритейл – один из самых быстрорастущих каналов в России, подтверждает Тюрина. А AliExpress, по данным GfK, – в десятке лидеров по охвату онлайн-аудитории в России. Интернет дает крупным производителям прямой выход на клиента, кроме того, он позволяет сделать продукцию доступной там, где нет крупных сетей, добавляет Амирханов. Правда, до сих пор доля товаров повседневного спроса в обороте онлайн-торговли не превышала по рынку 1%, поэтому здесь есть потенциал для роста, отмечает заместитель директора по развитию бизнеса Alibaba Group в России и СНГ Дмитрий Селихов.

Как идти в интернет

Самые решительные производители открывают собственные интернет-магазины, говорит управляющий партнер Aero Владимир Синельников (разрабатывает интернет-магазины и консультирует в сфере электронной коммерции). Среди них, по его словам, – крупный российский производитель мяса «Мираторг» и французский производитель молочной продукции Danone. Но собственный магазин требует больших инвестиций и трансформации многих бизнес-процессов, отмечает Синельников: «За витриной, которую видит покупатель, скрыты сложные бизнес-процессы, связанные с упаковкой, адресным хранением и быстрой доставкой товаров, возвратами, обработкой микроплатежей и др.». Первый опыт многие производители стараются получить на существующей инфраструктуре, добавляет эксперт, поэтому такие компании, как P&G, предпочитают работать с онлайн-площадками, открывая там «магазин в магазине».

Unilever осуществляет продажи в России через несколько десятков онлайн-ритейлеров, на некоторых из них есть собственные брендированные зоны, говорит Рогач. Также компания тестирует модель прямых продаж конечному покупателю: например, с февраля бренд Axe можно купить в собственном онлайн-магазине марки. Ежегодно доля товаров Unilever, которые продаются через интернет, растет вдвое, замечает Рогач. Контролируемая «М.видео» торговая площадка Goods сотрудничает с P&G, Mars, Reckitt Benckiser и другими через дистрибуторов, говорит гендиректор Goods Соломон Кунин. Онлайн-продажи товаров повседневного спроса растут быстрее, чем офлайн, а расходы на продажу и продвижение гораздо более прозрачны, объясняет он. Например, в Goods продавец платит только фиксированную комиссию с реализованного товара.