Российские металлурги надеются на рост спроса на сталь внутри страны

В то время как в 2018 году рост мирового производства и потребления стали замедлится
Мировой рынок стали ожидает стабилизация, поэтому российские металлурги ищут рынок сбыта внутри страны/ SMARTMONEY

Мировое производство в 2017 г. выросло на 5,3% до 1,691 млрд т, потребление – на 3,6% до 1,657 млрд т, пишут эксперты Deloitte в «Обзоре рынка черной металлургии». В 2018 г. значительного роста они не ожидают: на 0,5 и 1,3%, соответственно. Рынок стабилизировался, заключают они. Но спрос на сталь в России вырастет на 3–4% в 2018 г. и на 8% к 2021 г. благодаря активности в строительном секторе, прогнозирует «Северсталь». НЛМК также ожидает, что темпы роста внутреннего потребления стали могут оказаться выше в случае активизации строительного сектора.

Сталь дорожает

Крупнейший производитель и потребитель стали в мире – Китай. В 2015 г. для решения экологической проблемы правительство объявило о сокращении сталелитейных мощностей. Программа «китайская зима» предполагает, что с 2015 по 2020 г. производство будет снижаться на 200 млн т ежегодно. В 2017 г. в стране закрыли 150 млн т мощностей, что равно 8,8% мирового производства.

Сокращение в одних районах было компенсировано увеличением производства в других, а также ростом загрузки действующих сталеплавильных мощностей до 80% и выше, пишут эксперты Deloitte. В связи с этим цены на сталь росли не так быстро, как прогнозировалось. В 2017 г. цены на горячекатаный прокат не поднимались выше $535 за 1 т.

В 2018 г. на цены будет влиять замедление внутреннего спроса на сталь в Китае (в начале июня на 5,4%, данные BCS Global Markets) и рост экспорта (в мае на 2,3% к июню). Сложности для прогнозирования цен на сталь создает торговая политика США, подчеркивают эксперты Deloitte. После введения пошлин на сталь внутренние цены в США в апреле резко выросли: в марте 1 т горячекатаного проката стоила $777, а к июню подорожала до $990.

Рынок восстановился

Российский рынок стали традиционно следует за мировыми трендами, особенно в вопросах экспортного ценообразования. Положительная динамика на рынке наблюдалась в 2017 г. благодаря высоким ценам на сталь за рубежом, что вывело стоимость российской продукции на уровень экспортного паритета. Из отчета Deloitte следует, что в 2017 г. экспорт труб из России вырос на 116% в денежном выражении и на 65% в физическом – до $2,088 млрд и 2,153 млн т соответственно. Рост мировых цен на сталь привел к тому, что стоимость плоского проката, проданного за рубеж, выросла на 38% до $4,588 млрд, а объемы сократились на 3% до 8,633 млн т.

В 2017 г. в России росло потребление стали, в основном в строительной отрасли (строительство моста через Керченский пролив, объектов к чемпионату мира по футболу), рос спрос на трубы большого диаметра для магистральных газопроводов («Сила Сибири» и др.), пишут эксперты Deloitte. Но в 2015–2017 гг. промышленное производство в металлургии демонстрировало спад. Физические объемы выпуска металлопродукции в 2017 г. оказались на уровне 2010 г. Это происходит из-за постепенного сокращения инвестиций в основной капитал, указывают эксперты. При этом чистая прибыль металлургов растет и у компаний нет возможностей ее эффективного использования в собственном производстве для внутреннего рынка. Российским металлургическим компаниям необходимо переходить от стратегии восстановления после кризиса 2008 г. к стратегии поиска новых направлений инвестиционного роста, к политике стратегического развития, заключают эксперты Deloitte.

Время строить

За пять лет сталелитейная отрасль преодолела низкую фазу цикла, характеризовавшуюся перепроизводством и низкой загрузкой мощностей, рассказал «Ведомостям» генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев через своего представителя: «Нельзя сказать, что проблема перепроизводства решена, но текущее состояние отрасли можно считать относительно благоприятным».

У стальной продукции огромный потенциал для использования в строительстве в России, рассказывал руководитель управления маркетинга «Северстали» Дмитрий Максимов на конференции в Москве. Так, в России доля одноэтажных жилых домов, построенных с использованием стального каркаса, составляет 3%, а многоэтажных – 13%, в США этот показатель равен 70 и 65% соответственно.

Помимо этого драйвером спроса на сталь в ближайшие годы станут инфраструктурные проекты, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В 2019 г. начнется строительство моста через Обь, который является стартовым объектом при строительстве «Северного широтного хода», в 2018 г. увеличится объем ремонтных работ РЖД, добавляет он.

В 2018 г. должна активизироваться борьба за рост качества стальной продукции, за развитие брендов, считает директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков.

Фокус ММК – расширение сортамента продукции с высокой добавленной стоимостью, стратегия компании до 2025 г. предполагает инвестиции в модернизацию производственных линий и запуск новых, рассказывает ее представитель. Основные направления для инвестиций «Северстали» – модернизация производства для улучшения качества и расширения линейки продуктов, реализация digital- и IT-проектов, подчеркивает Шевелев. «Мечел» продолжает реализовывать стратегию по увеличению доли высокомаржинальной продукции в металлургическом дивизионе, приводит представитель компании слова генерального директора компании Олега Коржова. Компания осваивает новые профили продукции на рельсобалочном стане, заинтересована в модернизации производства нержавеющей стали, перечисляет он: «Это высокомаржинальный продукт, который в перспективе мог бы дать существенный прирост выручки металлургического дивизиона». Цель Evraz – укрепить лидерство в ключевых сегментах рынка за счет развития портфеля, совершенствования качества и клиентского сервиса, отметил его представитель.