Минфин против субсидий для нефтяников

Министерство считает достаточными уже предложенные меры поддержки производителей моторного топлива
Минфин не хочет увеличивать нефтяникам компенсации за поставку топлива/ Денис Абрамов / Ведомости

Против инициативы нефтяников и вице-премьера Дмитрия Козака увеличить компенсации за поставку топлива на внутренний рынок выступил Минфин. Замминистра финансов Илья Трунин указал, что уже одобренная ставка отрицательного акциза предполагает выплату 400 млрд руб., а увеличение компенсации за поставку топлива на внутренний рынок увеличит эту сумму еще на 230 млрд руб.

По словам Трунина, это приведет к тому, что в итоге нефтяникам достанется весь прирост от повышения НДС, который произойдет с начала следующего года, с 18 до 20%. «С нашей точки зрения, это было бы очень странно – вернуть нескольким нефтяным компаниям то, что со всего населения будет взято в виде повышения НДС», – передал слова Трунина ТАСС. Чиновник добавил, что «любые механизмы возможны, мы готовы идти на изменение этих инструментов, которые предусмотрены Налоговым кодексом, но нужен источник [финансирования]».

Предложение увеличить компенсацию за поставку топлива на внутренний рынок высказал Козак, он в пятницу провел совещание с крупнейшими нефтяными компаниями по вопросам завершения налогового маневра в нефтяной отрасли, а также ситуации на рынке нефтепродуктов. Представитель Козака отметил, что на совещании было одобрено изменение параметров цены, свыше которой правительство будет частично компенсировать разницу между экспортными ценами и внутренними. В законе сейчас установлено, что в первый год завершения налогового маневра (2019 г.) бюджет будет компенсировать нефтяным компаниям 60% разницы между ценами на экспортном рынке и фиксированной ценой 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива. На совещании обсуждалось, что фиксированные цены будут снижены на 10%.

Если правительство пойдет на снижение базовой цены, свыше которой правительство будет частично компенсировать разницу между экспортными ценами и внутренними, то это приведет к дополнительным затратам бюджета в 220–230 млрд руб., уверен главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Принято принципиальное решение снизить цену отсечения при расчете компенсации нефтяникам разницы между экспортной ценой и внутренней, заявил представитель Козака.

Через месяц, 15 октября, правительство и нефтяники вновь соберутся и обсудят источники финансирования для изменения базовой цены при увеличении компенсации за поставку топлива на внутренний рынок, рассказал собеседник «Ведомостей», близкий к одному из участников встречи у Козака. Базовая цена, от которой будет считаться компенсация, может быть снижена уже 1 ноября, передает «Интерфакс» слова Козака.

Цель налогового маневра – сделать так, чтобы экспортные пошлины на нефть к 2024 г. снизились с 30% до нуля, а НДПИ пропорционально вырос. Но из-за этого может упасть и без того невысокая рентабельность НПЗ. Поэтому бюджет вернет часть акциза (это и есть обратный акциз) НПЗ, производящим бензин и дизельное топливо класса «Евро-5» и поставляющим топливо на внутренний рынок. Для отдаленных НПЗ предусмотрен тот самый логистический коэффициент к обратному акцизу – от 1,05 до 1,5, именно за это нефтяники сражались с Минфином, напоминает собеседник «Ведомостей» в финансово-экономическом блоке правительства.