Польская PGNiG обвинила «Газпром» в новых злоупотреблениях на европейском рынке

Она обжаловала закрытие антимонопольного дела против российской госкомпании
Если не лишить «Газпром» контроля над экспортными газопроводами, он продолжит злоупотреблять своим положением на европейском рынке, считает Польша/ STEFAN SAUER / EPA

«Газпром» не понес заслуженного наказания за злоупотребление доминирующим положением и продолжает искусственно завышать цены на газ, утверждает польская госкомпания PGNiG. 15 октября она направила в Европейский суд апелляцию на решение Еврокомиссии прекратить антимонопольное расследование в отношении «Газпрома». Это было сделано в обход процессуальных норм ЕС и вопреки многочисленным свидетельствам нарушений со стороны российской компании, считают поляки. «Обязательства, наложенные [Еврокомиссией] на «Газпром», были неадекватны ущербу, причиненному компаниям Центральной и Восточной Европы в результате незаконной деятельности «Газпрома», – говорится в распространенном PGNiG сообщении.

«Еврокомиссия будет защищать свое решение в суде», – сообщил представитель Еврокомиссии. Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.

О закрытии антимонопольного расследования в отношении «Газпрома» Еврокомиссия сообщила в конце мая. Началось оно в 2012 г., после того как Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Болгария обвинили российскую компанию в манипулировании европейским рынком газа. Они утверждали, что, контролируя потоки газа и запрещая его реэкспорт, «Газпром» искусственно разделял рынки и пользовался этим для установления несправедливо высоких цен на газ. Официальные претензии к «Газпрому» были выдвинуты в 2015 г., тогда же компания начала консультации с Еврокомиссией. В частности, «Газпрому» грозил существенный штраф – до 10% от общего оборота. «Если под оборотом понимать прогнозную выручку от реализации «Газпромом» газа в Европе в 2018 г., штраф мог бы составить до $7 млрд», – подсчитал директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Благодаря соглашению с Еврокомиссией «Газпром» избежал штрафа. Но компания приняла на себя обязательства, нарушение которых в течение восьми лет может стать поводом для возобновления дела. «Газпром» пообещал убрать из контрактов с этими странами ограничение на перепродажу газа, что, впрочем, и так было сделано, пока шло расследование. Также соглашение позволяет потребителям Центральной и Восточной Европы пересмотреть контрактные цены, если они сильно отличаются от котировок на газовых хабах. Еще одно условие – связать изолированные газовые рынки Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы с соседними рынками ЕС, в том числе за счет свопов.

Но этих компромиссных мер недостаточно для того, чтобы удержать «Газпром» от манипулирования рынком, говорится в опубликованных PGNiG комментариях. Россия игнорирует собственное же обещание корректировать цены, пишет компания. А слова генерального директора «Газпром экспорта» Елены Бурмистровой (ее польская компания именует CEO «Газпрома»), что «все полностью удовлетворены [ценами]», PGNiG называет плохой шуткой.

«Газпром» должен согласиться выполнить требование разделить функции транзитера и поставщика для газопровода «Северный поток» и строящегося «Северного потока – 2», а также обеспечить доступ к ним третьих сторон, говорится в комментариях PGNiG. То, чего добивается и Еврокомиссия, принимая поправки в Газовую директиву, Польша предлагает сделать условием для закрытия антимонопольного дела. Кроме того, «Газпром» должен обеспечить прозрачность своей деятельности в странах Восточной и Центральной Европы для проверки «доверительным управляющим».

Еврокомиссия скорее всего будет продолжать пытаться соблюсти баланс интересов, но PGNiG опубликовала проработанный документ, считает Маринченко. «Многие аргументы польской стороны выглядят разумными, – говорит он. – Например, необходимость перевода внешних газопроводов, таких как «Северный поток – 2», под общеевропейское регулирование». Польша опасается, что цена на газ для нее после сокращения транзита через Украину может вырасти, указывает эксперт: «Европа должна будет найти юридический способ уменьшить эти риски, но не факт, что это будет сделано сейчас через процедуру возобновления расследования». Такое решение будет означать дальнейшее обострение во взаимоотношениях России и ЕС по газовой тематике, заключает Маринченко.