ОМК увеличит производство железнодорожных колес к 2023 году

Компания прогнозирует новый скачок спроса на них
Текущий скачок спроса представитель ОМК связывает с отсутствием стратегического планирования при ремонте вагонов операторами и собственниками подвижного состава/ Андрей Гордеев / Ведомости

В 2019–2022 гг. Объединенная металлургическая компания (ОМК) Анатолия Седых инвестирует 2,3 млрд руб. в модернизацию колесного производства Выксунского металлургического завода (ВМЗ, Нижегородская обл.), это позволит увеличить производство колес на 14% до 970 000 шт. в год по сравнению с 2018 г., рассказал «Ведомостям» представитель компании.

В 2018 г. общее потребление колес в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по данным ОМК, составит 1,545 млн шт. ОМК – крупнейший производитель колес, его доля на рынке – 55%. 29,7% производит Evraz Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова. Чуть более 15% рынка совокупно занимают украинский «Интерпайп» и казахский «Проммашкомплект».

ОМК уверена, что спрос на ее продукцию после 2022 г. будет. Рынок колес в России цикличен: на 3–4 года высокого спроса приходится 2–3 года низкого, объясняет собеседник.

С 2012 г. инвестиции в развитие колесного дивизиона ОМК составили 2,8 млрд руб., значительная их часть была вложена в период низкого спроса в 2014–2016 гг., продолжает он. Тогда было списано 260 000 вагонов, вагоноремонтные предприятия осуществляли текущие ремонты бывшими в употреблении колесами, новые не закупали. В итоге мощности российских производителей были загружены всего на 39–55%, следует из данных компании. Потом спрос начал расти. В 2018 г. уже все мощности производителей оказались загружены на 100%. Закрытие мартена и переход на покупную заготовку позволит ОМК в 2019 г. увеличить производство колес еще на 50 000 шт., сообщил представитель компании. Но к концу 2019 г. рост спроса сменится спадом, а новый рост ОМК ожидает в 2023–2025 гг.

Сегодня производственные мощности производителей колес позволяют удовлетворять реальный потребительский спрос, говорит представитель ОМК. Проекты ВМЗ наряду с проектами повышения мощностей других производителей в ЕАЭС позволят удовлетворить пиковый спрос этого и следующего года, добавляет он.

В начале октября Evraz объявил о старте реализации проекта по расширению мощностей колесобандажного цеха на Нижнетагильском металлургическом комбинате на 78 000 колес в год, а также о рассмотрении вариантов строительства второго цеха мощностью 200 000 колес в год. «Проммашкомплект» в 2019 г. увеличит производство колес на 57% до 175 000 шт. в год, сообщала ранее компания.

Валовая рентабельность производства железнодорожных колес составляет около 25–30%, а с учетом действующей 34%-ной пошлины на украинские стальные колеса производство колес в России – бизнес перспективный, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.

Пошлина – одна из причин роста цен на колеса в России, цены выросли в 2 раза по сравнению с уровнем 2017 г. до 40 000–45 000 руб. за колесо без НДС, приводит данные генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. При этом сейчас железнодорожные колеса купить практически невозможно из-за острого дефицита, продолжает он. Это привело к тому, что вагоностроительные предприятия не успевают своевременно отгружать продукцию клиентам, так как не могут купить колеса для комплектации тележек, а у операторов в вагоноремонтных депо находится более 15 000 вагонов, говорит эксперт. По его прогнозам, в 2019 г. цена колеса может приблизиться к 60 000 руб. без НДС.

Текущий скачок спроса представитель ОМК связывает с отсутствием стратегического планирования при ремонте вагонов операторами и собственниками подвижного состава. Это не позволило вагоноремонтным предприятиям своевременно создать запасы колес. Если бы российские производители были загружены на 100% в период спада, это позволило бы создать резерв в 2 млн колес, приводит он данные. «Не допустить повторения такой ситуации на рынке позволит только планирование операторами и собственниками вагонов потребностей в колесах на перспективу 4–5 лет и создание запасов колес», – уверены в ОМК.

Представитель Объединенной вагонной компании от комментариев отказался. Представитель «Трансмашхолдинга» рассказал, что в период до 2022 г. компания ожидает увеличения спроса на колеса: «Холдинг позитивно оценивает решение ОМК». Собеседник «Ведомостей», близкий к одному из покупателей колес для грузовых вагонов, отметил, что, хотя производители колес заявляют о вводе новых мощностей, остальных проблем это не решит – роста цен на колеса, фактически дуополии в их производстве, навязывания продавцами своих условий.