Санкции США стоили Ирану 23% добычи нефти

Падение добычи в Иране компенсировали Саудовская Аравия и Россия
Добыча в Иране начала падать еще до введения санкций/ Ahmad Halabisaz / Imago / TASS

В ноябре по сравнению с октябрем добыча нефти в Иране, по данным ОПЕК, снизилась на 11% и составила 2,954 млн баррелей в сутки. На столько же за ноябрь увеличила добычу Саудовская Аравия – до 11,016 млн баррелей в сутки. Это исторический максимум, признают эксперты, но страна может и еще увеличить добычу.

С 4 ноября 2018 г. начали действовать американские санкции против иранской нефти: покупать ее нельзя, иначе покупателю грозят вторичные санкции США. Восьми странам-импортерам, в том числе Индии и Китаю, США разрешили продолжать покупать нефть у Ирана, но не увеличивать поставки по контрактам.

О желании снова запретить покупать иранскую нефть еще в мае заявил президент США Дональд Трамп. В мае Иран добыл 3,829 млн баррелей в сутки, с тех пор добыча упала на 22,9%. Правда, падать она начала еще до санкций – в октябре, к примеру, на 8,6% в сравнении с маем. Россия и Саудовская Аравия могли компенсировать падение добычи в Иране: Россия, в частности, в октябре обновила исторический максимум – 11,55 млн баррелей в сутки. Исторический максимум и в США – 11,7 млн баррелей в сутки.

В начале декабря участники соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК, в том числе Россия и Саудовская Аравия, договорились с 2019 г. на полгода снизить добычу нефти на 1,2 млн баррелей в сутки.

Добыча в Иране, скорее всего, стабилизируется примерно на ноябрьском показателе, экспорт упадет не так сильно, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Падение добычи в Иране на руку Саудовской Аравии и России, продолжает он: чем меньше экспортирует Иран, тем меньше им придется снижать добычу по соглашению ОПЕК и не-ОПЕК: оно регламентирует квоты в целом по блоку, а не по отдельным странам.

Исходя из свободных мощностей в мире, компенсировать выпадающую добычу в Иране другие производители смогут, говорит аналитик АКРА Василий Танурков: «Исходя из нынешней ситуации с соглашением и эмбарго для иранской нефти, квота России составляет 11,18 млн баррелей в сутки, а физически она могла бы добывать в среднем 11,5 млн. Но ближайшие полгода она добычу увеличивать не будет».

Рост добычи в России прогнозирует и сама ОПЕК: в 2019 г. российские нефтяные компании могут увеличить добычу на новых месторождениях в Восточной Сибири, на месторождении Уват, а также Ванкоре и Мессояхе.

Для президента Трампа сейчас важнее, чтобы цены на нефть держались на низком уровне (в среду баррель нефти сорта Brent стоит $61,18) – санкционное давление на Иран уходит на второй план, о чем и говорят специальные разрешения на закупку иранской нефти, выданные крупнейшим покупателям, считает Маринченко. Дешевая нефть – благо для американской экономики: она означает более высокие темпы роста, а значит, и большие шансы для переизбрание Трампа в 2020 г., заключает эксперт.

В следующем году ключевую роль будут играть несколько факторов: введут ли США полное эмбарго на поставки нефти из Ирана, смогут ли США увеличивать добычу нефти теми же темпами, как в 2018 г. (23%) и будет ли спрос на нефть расти по сценарию ОПЕК (плюс 1,29 млн баррелей в сутки), рассуждает аналитик «Атона» Александр Корнилов. Если полное эмбарго на иранскую нефть все-таки будет введно, продолжает он, добыча там упадет еще на 500 000 баррелей в сутки – эту недостачу компенсировать можно, особенно если из-за подорожавшей нефти спрос на нее в развитых странах начнет сокращаться.

ОПЕК: какие страны влияют на нефтяные цены