Рынок интернет-торговли в России в этом году вырастет до 1,5 трлн рублей

Рост будет обеспечен крупными игроками и притоком новых покупателей
На рынке началось перераспределение в пользу крупнейших игроков с большой долей продаж через маркетплейсы/ Евгений Разумный / Ведомости

Российская интернет-торговля замедлила темпы роста в 2019 г., говорится в исследовании Data Insight. Продажи в российских онлайн-магазинах вырастут на 19% до 1,15 трлн руб., а в зарубежных – на 29% до 348 млрд руб. Расчеты не учитывают услуги, заказы готовой еды, билетов, отелей и игр.

В этом году рынок сильно поменялся, говорит партнер Data Insight Федор Вирин. Если в 2017 г. онлайн-продажи активно осваивали крупные традиционные ритейлеры, то особенность этого года – крупные инвестиции лидеров российской интернет-торговли – Wildberries и Ozon, а также большие сделки. В начале года Сбербанк стал акционером «Яндекс.Маркета». А осенью о создании СП на базе российского бизнеса Aliexpress и Tmall договорились китайская Alibaba, Российский фонд прямых инвестиций, «Мегафон» и Mail.ru Group.

По оценке Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2018 г. почти две трети роста рынка онлайн-коммерции обеспечивают именно Wildberries и Ozon. Ранее Ozon сообщал, что его выручка увеличится на 70–80% и превысит 70 млрд руб. Выручка Wildberries, по ее оценкам, увеличится на 74% до 120 млрд руб. На рынке началось перераспределение в пользу крупнейших игроков с большой долей продаж через маркетплейсы, отмечает Вирин. Правда, интернет по-прежнему занимает всего 5% оборота розничной торговли, указывает представитель Ozon Мария Заикина. Она считает, что рынок утроится в ближайшие несколько лет – места хватит многим. Прогноз Data Insight более консервативный – рост продаж в российских онлайн-магазинах к 2023 г. более чем вдвое до 2,4 трлн руб.

Одна из ключевых причин роста – улучшение качества обслуживания, указывает Вирин: это ассортимент, условия и точность доставки и соответствие ожиданиям клиента. При возникновении сомнений потребители до сих пор выбирали офлайн-магазин.

В 2018 г. рост, по данным Data Insight, обеспечило и увеличение числа заказов – на 18% до 290 млн шт. Но средняя сумма покупки падает второй год подряд: за два года она сократилась на 2% до 3970 руб. Снижение среднего чека может быть связано с ростом проникновения электронной торговли среди населения и большей долей еды и товаров повседневного спроса в продажах, рассуждает директор по стратегическому развитию Lamoda Group Павел Орлов. У самой Lamoda чек «незначительно» снизился, но это компенсировано ростом частоты заказов и количества активных пользователей. У Ozon в 2018 г. средняя стоимость заказа остается на уровне прошлого года – около 2700 руб., говорит Заикина.

Увеличивается как число новых покупателей, так и количество заказов на человека, соглашается представитель группы компаний «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева. Новых пользователей интернет-магазинов привлекают удобства использования и снижение цен онлайн, считает Орлов: «В предыдущие 20 лет по этим причинам люди приходили в сетевые магазины, а сейчас – в интернет». В интернете же конкуренция всегда была очень жесткой за счет возможности быстро сравнить цены на разных ресурсах, отмечает он.

Представители «Яндекс.Маркета» и Mail Group не ответили на запросы «Ведомостей».