Рекордный иностранный заказ на SSJ100 оказался под вопросом

США могут не разрешить поставку в Иран российских лайнеров на $1,2 млрд
Для поставки SSJ100 в Иран нужно разрешение OFAC, так как доля американских комплектующих в лайнере превышает 10%/ Максим Стулов / Ведомости

Поставка в Иран гражданских самолетов Sukhoi SuperJet 100, похоже, будет невозможной из-за отсутствия разрешения со стороны Управления по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC), заявил секретарь Ассоциации иранских авиакомпаний Максуд Асади Самани иранскому информагентству ILNA.

В апреле 2018 г. компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, входит в госхолдинг Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заключила предварительные соглашения с иранскими авиакомпаниями Aseman и Iran Air Tours о поставке каждой по 20 SSJ100. Сроки тогда не назывались. Это будут доработанные самолеты, доля российских комплектующих в них вырастет до 50–60% с нынешних 35–40%, заявил тогда президент ГСС Александр Рубцов.

Это крупнейшее соглашение об экспорте SSJ100. Пока больше всего SSJ100 поставлено в Мексику (22 лайнера авиакомпании Interjet, весь контракт на 30 машин) и Ирландию (семь лайнеров авиакомпании CityJet). Цена одного SSJ100 – около $30 млн, таким образом, стоимость иранских соглашений составила бы свыше $1,2 млрд.

Иран находится под жесткими американскими санкциями. Для поставки SSJ100 в Иран нужно разрешение OFAC, так как доля американских комплектующих в лайнере превышает 10%, говорит представитель ГСС. ГСС подала заявку в OFAC для одобрения возможности экспорта самолета в эту страну. Ни положительного, ни отрицательного заключения еще получено не было, добавил он.

Представители OFAC и Ассоциации иранских авиакомпаний на запросы «Ведомостей» во вторник не ответили.

Сейчас доля американских комплектующих в SSJ100 превышает 20%, продолжает представитель ГСС. Американские компании поставляют для SSJ100 электрооборудование, тормозные колеса, гидравлические системы, вспомогательные силовые установки, говорится на сайте ГСС. Есть американские комплектующие и в составе отдельных агрегатов. Например, PCC Airfoils поставляет титановые клапаны для франко-российского двигателя Sam146, говорил на пресс-конференции Рубцов.

ГСС работала над снижением доли американских комплектующих, но не достигла этого, замена американских поставщиков, вероятно, длительный процесс, цитирует Самани иранское агентство. ГСС продолжает программу импортозамещения и работает над новой версией самолета, говорит представитель компании. Назвать сроки, когда доля американских комплектующих может стать ниже 10%, сложно – этот процесс во многом зависит от самих производителей комплектующих и процедуры сертификации новых компонентов, добавляет он.

«Импортозамещение иностранных поставщиков – это длительный и дорогостоящий процесс. Но ГСС и Минпромторг уже много лет этим занимаются, поэтому снизить долю американских комплектующих вполне возможно», – говорит партнер консалтинговой компании Arthur D. Little Артем Малков. Риски все равно останутся: поставки даже гражданских лайнеров – это политический вопрос и OFAC при желании сможет заблокировать закупки судов Ираном, даже если американских комплектующих будет меньше 10%, считает Малков.

«Американские производители компонентов уведомляют OFAC, в какие страны будут поставлены самолеты, для которых они продают комплектующие. OFAC может просто запретить продажи в интересах ГСС этих комплектующих», – признает человек, близкий к ОАК.

Иран из-за действующих не один десяток лет американских санкций остро нуждается в обновлении самолетного парка. Его авиакомпании летают на самолетах возрастом 40 лет и больше. В 2015 г., когда страна пошла на уступки по своей ядерной программе и санкции были ослаблены, она успела заказать 200 самолетов у Airbus, Boeing и французской ATR. Но Иран успел закупить только 13 турбовинтовых ATR и три Airbus. После того как президент США Дональд Трамп вернул санкции, дальнейшие поставки стали невозможны.