Статья опубликована в № 4750 от 08.02.2019 под заголовком: Меньше народа – больше оборота

«Магнит» показал первые признаки восстановления

Несмотря на падающий трафик, аналитики настроены оптимистично
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выручка второго по обороту российского ритейлера – «Магнита» выросла в 2018 г. на 8,2% до 1,2 трлн руб. Компания в четверг опубликовала неаудированные финансовые результаты за прошлый год.

Выручка лидера – X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») по-прежнему растет гораздо быстрее: за год – на 18,5% до 1,53 трлн руб. Разрыв в обороте между конкурентами удвоился: в 2017 г. Х5 была впереди на 13%, а в 2018 г. – на 27,5%.

Чистая прибыль «Магнита» за 2018 г. сократилась на 4,9% до 33,8 млрд руб. Годовая EBITDA уменьшилась на 2% до 89,8 млрд руб., рентабельность по ней сократилась с 8 до 7,3%. Снижение рентабельности «практически полностью компенсировано сокращением расходов на уплату процентов за счет улучшения условий долгового портфеля», отмечается в сообщении «Магнита».

«Магнит» несколько лет пытается восстановить приток покупателей и рост продаж. Год назад сооснователь ритейлера Сергей Галицкий продал почти всю свою долю ВТБ, который часть пакета (11,8%) перепродал Marathon Group Александра Винокурова. В середине 2018 г. «Магнит» возглавила экс-гендиректор сети дискаунтеров «Пятерочка» Ольга Наумова. Ритейлер активизировал обновление внешнего вида магазинов и предложения покупателю. Как говорила Наумова в июле, менеджмент надеялся увидеть улучшения уже к концу года.

Тогда и появились первые признаки восстановления. В IV квартале 2018 г. выручка «Магнита» выросла на 9,7% до 332 млрд руб. Продажи в сопоставимых магазинах наконец вышли в плюс после снижения на 2% в III квартале – они выросли на 0,6% в октябре – декабре. Это первый квартал за два года, когда сопоставимые продажи не упали, подчеркивается в сообщении «Магнита».

Сопоставимые продажи «Магнита» в октябре – декабре росли лишь за счет увеличения среднего чека. Поток покупателей в сопоставимых магазинах, т. е. работающих больше года, в IV квартале продолжил падать (-3%). Падение трафика ускорилось во втором полугодии: в июле – сентябре – на 1,8%. Финансовый директор «Магнита» Елена Милинова объяснила это промоакциями в IV квартале, ориентированными на повышение среднего чека: «В ноябре – декабре покупатели получали призы за чек от 500 и 1000 руб., а также при покупке алкоголя от 350 руб.». Но, по ее наблюдению, покупатели больше есть не стали: число походов в магазины сократились при росте суммы покупки.

Покупатели «Магнита» могли начать покупать больше, соглашаются аналитики «Ренессанс капитала»; следующим этапом должно стать возвращение старых и приток новых клиентов.

Средний чек у «Магнита» вырос на 3,7% за октябрь – декабрь 2018 г. Это существенно больше, чем у конкурентов: у Х5 чек вырос за это время на 1,4%, а у игрока № 3, «Ленты», – на 2,1%. «Магнит» заметно расширил ассортимент, объясняет рост чека сотрудник его конкурента. Кроме того, в конце года средний чек у крупнейших сетей поддерживала продовольственная инфляция, напоминают аналитики «Атона». Ускорение инфляции к концу года сказывалось на среднем чеке, отмечала Х5.

Улучшение результатов «Магнита» налицо, доволен директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Трафик пока в минусе, констатирует он, но вряд ли от кого-то в отрасли можно ждать существенного улучшения этого показателя: все открывают много магазинов. «Результаты соответствуют нашим ожиданиям, и, думаю, дальше мы увидим рост прибыли. Худшую точку по рентабельности и прибыли «Магнит», как мне кажется, прошел», – говорит Кривошапко.

Позитивные изменения в «Магните» есть, они сейчас стали заметны по динамике продаж, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Покупатель начал реагировать на изменения, хотя сокращение трафика в декабре и вызывает опасения».

«Магнит» в 2019 г., как сообщила аналитикам Наумова, ожидает продолжения роста продаж сопоставимых магазинов и рассчитывает сохранить рентабельность на текущем уровне. Темпы роста сети также сохранятся, пообещала Наумова. За 2018 г. сеть «Магнита» выросла на 2059 точек. Также «Магнит» собирается открыть около 2000 аптек и 2000 магазинов «ультрамалого» формата в рамках партнерства с «Почтой России» и обновить около 2000 магазинов.

Долгосрочная цель «Магнита» – восстановление лидерства на рынке. Акционеры хотят видеть рост стоимости бизнеса «Магнита», говорила Наумова в интервью «Ведомостям» осенью 2018 г.: «Чтобы мы дороже стоили, мы должны быть больше и лучше, поэтому мы для себя ставим цель быть № 1 в российском ритейле».

Бурмистров пока не видит в обозримом будущем предпосылок для восстановления лидерства «Магнита» на продовольственном рынке: непонятно, за счет чего темпы роста могут быть больше, чем у X5, на горизонте ближайших двух лет. «В то же время импульс для роста компании формируется в непродовольственном бизнесе, где развитие аптек и магазинов косметики может дать значительный синергетический эффект», – добавляет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more