Правительство может увеличить компенсацию нефтяникам на 60 млрд рублей

Общая сумма выплаты за поставку ими топлива на внутренний рынок вырастет до 190 млрд рублей в год
Министр энергетики Александр Новак (слева) и министр финансов Антон Силуанов обсуждают варианты компенсации выпадающих доходов/ Валерий Шарифулин / ТАСС

Минфин и Минэнерго рассматривают возможность изменить формулу, по которой рассчитывается компенсация нефтеперерабатывающим компаниям за поставку ими топлива на внутренний рынок. Это уменьшит их потери, следует из документов Минэнерго и подтверждают «Ведомостям» два чиновника и собеседник в одной из нефтяных компаний.

По действующему Налоговому кодексу нефтяники за поставку моторных топлив на внутренний рынок должны получать 60% от разницы между экспортной ценой моторных топлив (без учета транспортировки, а также пошлин) и фиксированной ценой в 56 000 руб. за тонну для бензина и 50 000 руб. за тонну для дизтоплива. Сейчас министерства думают увеличить возврат до 75% по бензину и 70% по дизтопливу, при этом снизить фиксированную цену, от которой считается компенсация нефтяным компаниям, до 51 000 и 46 000 руб. за тонну по бензину и дизтопливу соответственно.

Если формулу расчета компенсации изменят, то компании смогут получить компенсацию на 5 млрд руб. больше, чем по нынешней формуле, подсчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов.

При текущих ценах на нефть и нефтепродукты с применением новой формулы нефтяники могут получить в апреле возврат из бюджета около 48 млрд руб. (по действующей формуле компании получат 43 млрд руб. компенсации), отметил он. Таким образом, за год от изменения формулы нефтяники смогут получить до 60 млрд руб.

Изменение формулы компенсации приведет к тому, что нефтяникам будет возвращено до 56% от оцениваемых потерь при поставках топлива на внутренний рынок (сейчас 49%), говорит Тыртов. «Новая формула работает лучше при высоких ценах на нефтепродукты. Так, в марте по новой формуле компенсации потерь нефтяникам составили бы 49% в сравнении с 45,5% при расчете по текущей формуле», – посчитал эксперт.

Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Представитель Минфина заявил, что «вопросы корректировки компенсации за поставку на внутренний рынок и компенсации выпадающих доходов бюджета сейчас обсуждаются, решений пока нет».

Применение новой формулы компенсации напрямую зависит от того, сумеют ли Минфин и Минэнерго договориться в правительстве, как и за счет чего компенсировать выпадающие доходы бюджета – суммарно 190 млрд руб. (с учетом 60 млрд руб.), сказал собеседник «Ведомостей», близкий к одному из министерств.

Пока договориться не удалось, следует из заявлений директора департамента налоговой политики Минфина Алексея Сазанова. Рассматривается три варианта, сообщил он. Против первого варианта – взять деньги из фонда национального благосостояния – выступает Минфин, против второго – повышения НДПИ – Минэнерго. Третий вариант – повышение акцизов на темные нефтепродукты – пополнит бюджет на 50 млрд руб. Источники компенсации остальных выпадающих доходов бюджета еще не определены, подчеркнул Сазанов. Собеседник, близкий к одной из нефтяных компаний, отмечает, что половину выпадающих доходов правительство предлагает компенсировать за счет повышения НДПИ.

«Ежемесячно нефтяники получают по 15 млрд руб. компенсации за поставки дизтоплива и по 10 млрд – бензина, – говорил Сазанов во вторник. – При нынешних ценах нефти и размере компенсации литр дизтоплива должен стоить на АЗС 45–45,5 руб. По факту социальную нагрузку взял на себя бюджет».

«Правительство намерено сдерживать цены на бензин, с одной стороны, и готово в значительной степени профинансировать это за счет бюджета – отсюда решение компенсировать 70 и 75% от разницы между внутренней и экспортной ценой по дизтопливу и бензину, а не 60%, как планировалось ранее», – комментирует старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. По его словам, цены на топливо – один из основных поводов для недовольства населения, отсюда такое внимание к этой теме. «Но как будет работать новая система при разных ценовых сценариях – большой вопрос, кроме того, нет гарантии, что в нее не будут вноситься дополнительные модификации. Это сильно усложняет процесс планирования, а также процедуру принятия инвестиционных решений для проектов в сегменте переработки и розницы», – говорит он. В итоге российским компаниям, помимо цены на нефть и курса рубля, приходится иметь дело с еще одним неизвестным – налоговым режимом, иронизирует эксперт.