Мировой рынок товаров класса люкс в ближайшие годы будет расти

Это произойдет благодаря молодым покупателям из Китая и росту доли продаж в онлайне
В целом рост рынка обусловлен, прежде всего, увеличением спроса со стороны китайских потребителей/ Miguel Candela / SOPA Images / LightRocket via Getty Images

Мировой рынок люксовой одежды, обуви, часов и аксессуаров в ближайшие годы будет расти, говорится в отчете консалтинговой компании Bain & Co и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma. В 2019 г. он увеличится на 4–6% до 271–276 млрд евро, а к 2025 г. достигнет 320–365 млрд евро. Таким образом, рынок предметов роскоши через шесть лет может удвоиться по сравнению с 2011 г.

Самыми быстрорастущими категориями в нынешнем году станут обувь, сумки и ювелирные изделия, отмечает Bain & Co. Устойчивый рост покажут средства по уходу за кожей и для макияжа, что частично компенсирует умеренные показатели продаж парфюмерии. А продажи одежды будут стагнировать.

Исследование Bain & Co выделяет ряд мегатрендов, которые будут формировать дальнейшее потребление роскоши в мире. На рынок выйдет китайское поколение Z (рожденные в эпоху интернета). Эти люди станут самыми заметными клиентами, делающими импульсные покупки, именно их настроения будут оказывать существенное влияние на рынок. На поколения Y (так называемые миллениалы) и Z придется свыше половины – 55% – всех мировых трат на люксовые товары к 2025 г., указывали аналитики Bain & Co в отчете по итогам 2018 г.

Будут активно развиваться цифровые технологии. К 2025 г. на продажи через интернет придется четверть рынка против 10% в 2018 г., писала ранее Bain & Co.

В целом рост рынка обусловлен, прежде всего, увеличением спроса со стороны китайских потребителей. По прогнозу Bain & Co, в 2019 г. рост продаж товаров люкс в материковом Китае составит 18–20%. К 2025 г. доля китайских покупателей превысит 45% мирового рынка товаров люкс, причем половина покупок будет совершена в материковом Китае. В прошлом году этот показатель составил 33%.

Продажи люкса в Северной и Южной Америке подрастут на 2–4%. Настоящим открытием может стать Япония, рынок которой «остается эксклюзивным и привлекательным для брендов класса люкс», с прогнозируемым ростом в 2–4%, пишет Bain & Co. Ожидается, что туристические расходы вырастут в преддверии летней Олимпиады в Токио в 2020 г., причем опять за счет китайских потребителей.

Рынок Европы в 2019 г. вырастет на 1–3%. Российский рынок товаров люкс отдельно Bain & Co не выделяет из-за несущественного размера, признавались ранее представители компании. Значительная часть российских клиентов все еще совершают покупки за рубежом, говорит эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Co Ирина Куликова. В России сработал закон перераспределения капиталов в кризис: слабые разоряются, а «богатые богатеют», отмечает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, в ситуации экономической стагнации люкс проявил себя как наиболее стрессоустойчивый сегмент fashion-рынка, так как доходы основной категории покупателей люкса позволяют им не экономить на тратах. Так, по итогам 2018 г. сегмент люкс на рынке одежды, обуви, аксессуаров в России показал прирост порядка 5% в рублевом эквиваленте и составил таким образом около 248 млрд руб. (или 3,84 млрд евро по среднему курсу ЦБ РФ за 2018 г.). Российский рынок люкса соответствует общемировым тенденциям, говорит Лебсак-Клейманс, можно рассчитывать на прирост в 3% в 2019 г. Это, по ее словам, произойдет из-за локализация люксового шопинга за счет дальнейшей стабилизации и «нормализации» цен внутри России, сокращения шопинг-туризма за рубежом и снижения планки беспошлинных онлайн-покупок из-за рубежа (500 евро в 2019 г. и 200 евро к 2020 г.), а также из-за роста потока шопинг-туристов, особенно из Китая.

Российский рынок роскоши практически не растет, спорит Куликова. Это связано прежде всего с общими настроениями в стране – доходы россиян, по статистике Росстата, снижаются. Безусловно, это в меньшей степени отражается на наиболее состоятельных гражданах, однако общие настроения в стране не способствуют росту потребления роскоши. Не стоит ожидать роста более 1%, прогнозирует Куликова.

Продавцы роскоши говорят о существенных темпах роста продаж. «Мы видим стабильный 10%-ный рост продаж по всем брендам», – говорит гендиректор «Джамилько» (развивает в России бренды Salvatore Ferragamo, DKNY, Marco Polo, Escada) Кира Балашова. «Наш прогноз по итогу года – двузначные темпы роста продаж», – сообщил представитель пресс-службы ЦУМа. Все дело в ценовой политике: с 2015 г. магазин устанавливает такие же цены, как и в Европе. Важным источником роста являются и онлайн-продажи: с начала года продажи интернет-магазина ЦУМа выросли на 90%, сейчас на онлайн приходится более 20% всех продаж. Растут онлайн-продажи и у «Джамилько», достигая в отдельных брендах уровня в 15% от всех продаж компании, добавляет Балашова.