Собственник поисковика Skyscanner стал совладельцем «Авиа центра»

Китайская Ctrip активно скупает конкурентов – теперь и в России
Собственник поисковика Skyscanner стал совладельцем «Авиа центра» /Андрей Гордеев / Ведомости

О приобретении китайской Ctrip доли в «Авиа центре» сообщила российская компания. Представитель Ctrip лишь подтвердил «Ведомостям» факт завершения сделки. О ней также известно и сотруднику инвестбанка Aspring Capital – организация консультировала продавца.

«Авиа центр» создан в 2005 г. его гендиректором Сергеем Богачевым и Александром Григорьевым, ныне он член совета директоров и советник гендиректора страховой компании «Ингосстрах». Согласно ЕГРЮЛу, первый владел 25%, второй – 75%. Бизнес «Авиа центра» – это b2b-бизнес в виде партнерств и интеграций более чем с 3000 турагентств в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, а также розничными точками МТС, Tele2 и «Почты России». По данным участников рынка, владельцам «Авиа центра» также принадлежит интернет-сервис по продаже авиа- и железнодорожных билетов Aviakassa. Партнер Data Insight Борис Овчинников называет aviakassa.com онлайн-агентством среднего размера: «Через него проходит примерно 100 000–200 000 интернет-заказов в год, тогда как Ozon.travel заявляет о 2 млн заказов в год». Масштаб партнерского бизнеса «Авиа центра» оценить, по его словам, «очень сложно». Всего за 2018 г. «Авиа центр», по собственным данным, продал 3,8 млн авиа- и железнодорожных билетов более чем на 50 млрд руб.

Ctrip с капитализацией $20,5 млрд – одно из крупнейших в мире туристических онлайн-агентств – работает как онлайн-сервис, через который можно забронировать билеты, гостиницы, туры и другие виды туристических услуг. Среди его акционеров, согласно Refinitiv, – владелец онлайн-агрегаторов Booking.com, Cheapflights, Momondo, холдинг Booking (3,8%) и лидер среди китайских поисковых систем Baidu (1,4%).

Китайскому партнеру продан миноритарный пакет в ООО «Авиа центр», управляющем сервисом, сказал Богачев. Григорьев только подтвердил, что его доля снизилась. Структуре Ctrip – «Ситрип эйр тикетинг (Сингапур) ПТЕ» принадлежит 25% «Авиа центра», доля Григорьева снизилась до 56,25%, Богачева – до 18,75%, свидетельствуют изменения в ЕГРЮЛе от 25 июня 2019 г. В дальнейшем китайская компания может довести долю в российском проекте до 100%, знает человек, близкий к одной из сторон.

Условия сделки партнеры не раскрыли. Топ-менеджер крупного онлайн-сервиса по продаже билетов оценивает бизнес российской компании в $20–30 млн. Таким образом, доля в «Авиа центре» могла обойтись Ctrip в $5–7,5 млн.

Последние годы Ctrip активно скупает конкурентов на рынке электронных туристических услуг: в 2013 г. она купила американскую туркомпанию Tours4fun более чем за $100 млн, а в 2016 г. – ведущий мировой портал по поиску путешествий Skyscanner за 1,4 млрд фунтов стерлингов. В России компания работает через сайт бронирования билетов и гостиниц ru.trip.com. Правда, пока компания себя на рынке особо не проявила, говорит сотрудник крупной туристической интернет-компании.

«Авиа центр» сотрудничал со Ctrip более четырех лет, сказал Богачев: «Компания покупала билеты для своих пассажиров, вылетающих из России». От заключенной сделки выиграют обе стороны, считает он: Ctrip продолжит приобретать для своих клиентов билеты по самым выгодным ценам, а «Авиа центр» получит доступ к лучшим онлайн-технологиям по продаже авиабилетов, гостиниц и прочих туруслуг, разработанным Ctrip. Такое партнерство дает и дополнительные финансовые возможности для «Авиа центра» – деньги нужны прежде всего на разработку новых технологических решений для сотрудников турагентств, добавляет Богачев.

Если это покупка команды и технологий для построения на их основе нового большого игрока на российском рынке, то это большая новость и большой вызов для лидеров рынка с учетом колоссальных ресурсов Ctrip, считает Овчинников, хотя, возможно, речь идет о покупке партнера для более качественного и эффективного обслуживания входящего потока туристов из Китая.

Российский рынок e-travel за последние восемь лет вырос в 12 раз до 850 млрд руб. в 2018 г. (+23%), по оценкам Data Insight.

Представители крупнейших туристических онлайн-сервисов Anywayanyday, Onetwotrip, tutu.ru от комментариев отказались.