Золото и палладий резко подорожали в июне

Связано это с риском их дефицита, изменением политики ФРС и торговой войной между США и Китаем
Цены на золото растут с конца 2018 г./ Ilya Naymushin / REUTERS

В июне серебро подорожало на 4,7% до $15,3 за унцию, платина – на 5,2% до $833 за унцию. Сильнее всего выросли в цене золото (на 7,9% до $1409,1 за унцию) и палладий (на 16% до $1538 за унцию). Последний раз цены на золото превышали отметку в $1400 за унцию в сентябре 2013 г., а палладий стоил больше $1500 за унцию в феврале этого года.

Цены на золото растут с конца 2018 г. в том числе из-за сомнений в сохранении Федеральной резервной системой (ФРС) США политики повышения ставок, а также из-за роста общей рыночной волатильности на фоне торговых противоречий между США и КНР, говорит представитель «Полюса» (крупнейшего производителя золота в России).

Представитель Polymetal (крупнейший в России производитель серебра и второй – золота) также связывает рост с ожиданиями изменения политики ФРС. Рынок ожидает смягчения денежно-кредитной политики ФРС, что толкает цены на драгоценные металлы вверх, отмечает главный стратег «Универ капитала» Дмитрий Александров. Но вероятность соглашения между США и Китаем по торговым вопросам невелика, что понижает вероятность снижения ставки в июле, а это негативно для рынка золота, предупреждает он.

Высокие цены на драгметаллы продержатся недолго, считает представитель Polymetal: «Но компания чувствует себя комфортно и при более низких ценах». У Polymetal одна из самых низких в отрасли себестоимость производства – $861 на унцию золота по результатам 2018 г. В 2019 г. компания рассчитывает снизить этот показатель до $800–850 на унцию, говорится в материалах Polymetal. Меньше затраты на производство унции драгоценного металла среди российских компаний только у «Полюса» – $605 на унцию золота в 2018 г. Это самый низкий показатель среди 10 крупнейших мировых золотодобытчиков.

До конца года цены на золото продолжат расти – до $1450 за унцию, полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. По его словам, США, вероятно, будут увеличивать ликвидность на рынке и это будет способствовать росту цен на драгоценные металлы. Растут также издержки производителей металлов – например, из-за роста цен на топливо, что тоже будет поддерживать цены на высоком уровне.

Золото подорожало, потому что американские инвесторы продавали акции компаний и покупали бумаги биржевых фондов, инвестирующих в золото, говорит директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. «Сейчас же из-за некоторого смягчения торгового конфликта США и Китая весьма вероятно обратное движение – в фондовый рынок. Но происходить оно будет на фоне ожиданий смягчения монетарной политики ФРС. Совокупность этих факторов поддержит цены на золото на текущем уровне», – поясняет Халиков.

Рост цен положительно сказался на резервах России. Стоимость монетарного золота в июне выросла на 11,6% до $100,278 млрд, его доля в резервах увеличилась до 19,3% с 18,1%, говорится в материалах ЦБ России. Впервые стоимость золота превысила $100 млрд. Рекордным был и месячный прирост его стоимости – $10,396 млрд, прежний рекорд был зафиксирован три года назад, в июне 2016 г., – $5,567 млрд. Доля золота в резервах также достигла нового абсолютного максимума, превышен прежний максимум, когда 1 марта 2019 г. доля золота составила 19%.

Ситуация с палладием более специфическая: здесь динамика связана не столько с монетарными факторами, сколько с промышленным использованием, переориентацией автомобильной промышленности на бензиновые двигатели внутреннего сгорания, при производстве которых используется палладий, подчеркивает Александров.

Крупнейший производитель палладия в мире – «Норникель» (контролируется структурами «Интерроса» Владимира Потанина). На его долю в 2018 г. пришлось 39% мирового производства. «Рост цен на палладий связан с сохраняющимся дефицитом этого металла на рынке», – пояснил представитель компании.

Стратегия развития компании до 2025 г. предполагает увеличение производства цветных металлов и металлов платиновой группы. Производство металлов вырастет к 2020 г. на 5–8% от уровня 2017 г. После 2025 г. компания планирует увеличить производство цветных металлов на 15% и металлов платиновой группы на 25%.

Тем не менее компания прогнозирует дефицит палладия на рынке на уровне почти 1,4 млн тройских унций (43 т). Сбалансировать рынок не поможет даже увеличение собственного производства «Норникеля» и вывод дополнительных 0,3 млн тройских унций (9,3 т) с южно-африканских рудников, говорится в майском отчете компании. В 2019 г. спрос на палладий растет быстрее, чем его предложение, из-за ужесточения законов о защите окружающей среды по всему миру и прогнозируемого роста производства автомобилей в Китае во втором полугодии 2019 г., отмечает «Норникель». Дефицит этого металла сохранится на рынке еще 3–4 года, считает компания.