Российская нефть установила исторический рекорд

Urals торгуется с максимальной премией к эталонному сорту
Российская нефть временно оказалась в дефиците (на фото – танкер в порту Новороссийск)/ Виталий Тимкив / РИА Новости

В конце прошлой недели премии на Urals относительно cевероморского датированного сорта (считается на базе североморских месторождений, включая Brent) достигли максимального уровня за всю историю мониторинга Argus с 1990 г., сообщает это агентство. Так, в Северо-Западной Европе (порт Роттердам) российский сорт подорожал до премии $1,05/барр. и стоил $62,87/барр. В Средиземноморье (порт Аугуста) партии нефти по 80 000 т оценивались с премией $1,5/барр. ($63,32/барр.).

Рост стоимости Urals аналитики Argus объясняют ограниченным предложением в ноябре, при том что спрос на среднетяжелую нефть растет. Поставки Urals из российских портов после всплеска в октябре, по данным Argus, снизятся на 2,3 млн т до 6,74 млн.

Urals, как более сернистая по сравнению с Brent, традиционно торговалась с дисконтом к ней. Разрыв между ними меняется под влиянием разных факторов. Например, в конце прошлого года российская нефть стала стоить дороже Brent из-за ограничений на поставки схожей по характеристикам иранской, проблем с прохождением танкеров через пролив Босфор. В августе 2019 г. премия достигла рекордных $1,3/барр.

Сейчас на рынке временный дефицит среднетяжелой нефти, говорит аналитик ИК «Иволга капитал» Илья Григорьев. Ее основные потоки помимо России шли из Ирана и Венесуэлы, но их поставки стали ограниченны в силу геополитических причин. Особенно высок спрос на такую нефть в Азии и в части континентальной Европы, где переработка настроена на российскую нефть, отмечает он.

Снижение поставок нефти из Ирана и Венесуэлы вызвало дефицит сернистой нефти и, хотя она хуже качеством, чем Brent или американская WTI, многие нефтеперерабатывающие заводы ориентируются только на такие сорта, а переход на более легкую нефть для таких НПЗ слишком затратен, объясняет эксперт «БКС брокера» Дмитрий Бабин: «Это сохраняет высокий спрос на нефть Urals».

Ситуация скоро может измениться. С 1 января 2020 г. вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (IMO): содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5 до 0,5%. Это делается для уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

В целом новые требования IMO, как ожидают эксперты, снизят спрос на российскую нефть (содержание серы в ней – 1,6–1,8%) в Европе. Urals будет торговаться с большим дисконтом к Brent из-за новых требований, комментирует директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Когда они вступят в силу, спрос на разные сорта нефти будет меняться в зависимости от того, какие решения будут принимать НПЗ, чтобы удержать маржу нефтепереработки на приемлемом уровне». «Российская нефть Urals не исчезнет из нашего портфеля, – говорил Reuters трейдер европейского НПЗ. – Но мы меняем некоторые объемы на малосернистые сорта, чтобы гарантировать более высокий выход светлых продуктов». Основные европейские потребители российской нефти – польская PKN Orlen, венгерская MOL, немецкая Leuna – на запросы не ответили.