Льготный НДС для ягод и фруктов так и не заработал

Закон есть, но перечень продукции не утвержден
Льготный НДС на ягоды и фрукты начнет применяться с опозданием /Евгений Разумный / Ведомости

Производители и продавцы фруктов и ягод пока не рискуют воспользоваться льготным НДС, рассказали «Ведомостям» несколько поставщиков фруктов и ритейлеров. Закон, снижающий ставку налога на фрукты и ягоды с 20 до 10%, президент Владимир Путин подписал 2 августа, в силу он вступил 1 октября 2019 г. Но до сих пор не утверждено постановление правительства, которое бы определило перечень фруктов и ягод, на которые распространяется новая ставка.

Идея понизить НДС на фрукты и ягоды обсуждалась несколько лет. «Это должно привести к удешевлению [продукции], а также позволит развиваться отечественному садоводческому хозяйству», – объяснял ранее премьер-министр Дмитрий Медведев.

Из-за отсутствия перечня часть компаний продолжает работать по старой ставке, а часть поставщиков, производителей и ритейлеров использует ставку 10%, рассказывает гендиректор компании «Южные земли» (производитель яблок, входит в агрохолдинг «АФГ Националь») Олег Рьянов. Но есть риск, что налоговая может счесть применение льготы нарушением и наложить штраф, говорит он, поэтому «Южные земли» рассчитывают НДС по ставке 20%.

Агрохолдинг «Степь» ждет от правительства дополнительных разъяснений, чтобы избежать неверного толкования закона, сказал его представитель. По какой ставке работает агрохолдинг, он не уточнил.

Ситуация неоднозначная – нет оснований для перехода на новую ставку, возмущен сотрудник крупного ритейлера. Крупнейший в Восточной Сибири ритейлер «Командор» применяет ставку 20%, говорит его представитель Владимир Русанов. Компания направила запросы в Федеральную налоговую службу (ФНС) с просьбой разъяснить ситуацию, но ответ ожидается только 10 декабря, рассказывает он. Представитель ФНС не ответил на вопросы «Ведомостей».

Сложившаяся ситуация создает трудности в работе с партнерами – некоторые ритейлеры не могут принять товар с НДС по ставке 20%, поскольку сами уже перешли на 10%, говорит Рьянов. Это может привести к снижению продаж.

Минсельхоз должен подготовить поправки в постановление правительства, которым утвержден перечень товаров с НДС по ставке 10%, дополнив его кодами фруктов и ягод, указывает представитель Минфина. В правительстве ожидают от Минсельхоза внесения проекта постановления, говорит пресс-секретарь премьера Олег Осипов. Минсельхоз работает над проектом – сейчас он на согласовании с заинтересованными ведомствами, рассказывает его представитель, готовящиеся изменения будут иметь обратную силу и распространятся на правоотношения, возникшие с 1 октября. До утверждения перечня НДС исчисляется по нормам Налогового кодекса (т. е. по ставке 10%. – «Ведомости»).

Налоговый период по НДС – квартал и если изменения будут внесены до конца года, то компании смогут подать корректные декларации и разночтений удастся избежать, надеется Рьянов. Но чем дольше документ остается непринятым, тем больше первичных документов придется переоформлять ритейлерам, сетует сотрудник крупной торговой сети. Хотелось бы максимально быстро снять все вопросы: для сетей каждый дополнительный день в режиме неопределенности – серьезные риски и финансовые потери, говорит представитель АКОРТ.

В результате коллизии компаниям в лучшем случае придется корректировать ранее выставленные документы и исчисленный НДС, в худшем – заплатить налог по повышенной ставке, считает директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Илья Самуйлов.

В проекте постановления, размещенном на regulation.gov.ru, Минсельхоз предлагает снизить НДС для клубники, малины, яблок, груш, цитрусовых, авокадо, фиников и других фруктов и ягод, а также для рассады ягод и фруктов. Бананы льготы не получат. О стране происхождения этих фруктов в проекте документа ничего не сказано.

В долгосрочной перспективе снижение ставки НДС позволит сделать производство ягод и фруктов привлекательным – из-за снижения налоговой нагрузки рентабельность вырастет, указывает директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков. Рост производства со временем увеличит предложение, что приведет к снижению цен. Но одномоментного их снижения ждать не стоит, полагает он.

Самые популярные в России фрукты – это яблоки. Пока около половины их потребления приходится на импорт, но с каждым годом отечественное производство растет: в 2018 г. – на 42% до 1,1 млн т, прогноз на 2019 г. – увеличение еще на 14%, отмечает Глушков.