Продажи «Газпрома» через электронную торговую платформу превысили 15 млрд куб. м

Большая часть продаваемого на аукционах газа поставляется в Германию, Австрию и Словакию
Хотя продажи «Газпрома» (на фото – предправления Алексей Миллер) через электронную площадку быстро поднимаются, очень заметными они не станут, полагают аналитики /Евгений Разумный / Ведомости

В момент завершения торговой сессии 11 ноября объем газа, проданного через электронную торговую платформу (ЭТП) «Газпром экспорта», превысил 15 млрд куб. м, по данным компании. С начала 2019 г. таким образом продано около 13,4 млрд куб. м, из них около 75% поставлено покупателям в точках сдачи на территории Германии и Австрии.

С начала по конец октября 2019 г. «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 161,2 млрд куб. м газа.

Первые коммерческие продажи через собственную электронную площадку «Газпром экспорт» начал в сентябре 2018 г. «Этот инструмент позволит усовершенствовать взаимодействие с нашими покупателями в Европе, – объясняла гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова. – Кроме того, мы рассчитываем, что эта платформа станет дополнительным способом оптимизации поставок газа». Изначально на ЭТП можно было купить газ только с поставкой на месяц вперед, затем список инструментов был расширен. Сейчас на аукционах «Газпром экспорта» клиенты могут воспользоваться большинством опций, доступных на основных газовых хабах Европы: с поставкой на день вперед, в выходные, до конца месяца, поставки на месяц, два и три вперед. По расчетам «Ведомостей», 94% продаж приходится на поставки на день вперед и на месяц вперед.

Расширился и список точек получения газа, в январе в него включен нидерландский Title Transfer Facility (TTF), самый ликвидный газовый хаб Европы.

Максимальный спрос на газ, проданный через ЭТП, зафиксирован в июле этого года – около 2,8 млрд куб. м. В значительной степени рекорд объяснялся падением спотовых цен на газ в Европе, летом они достигали 10-летнего минимума – около $106 за 1000 куб. м. Это способствовало ускоренной его закачке в подземные хранилища. Среднемесячный объем проданного через ЭТП в 2019 г. газа даже с учетом низкой базы января и февраля составляет около 1,27 млрд куб. м.

На площадке зарегистрировано более 60 компаний, значит, в число покупателей газа на аукционах входят не только традиционные европейские партнеры «Газпрома», обращает внимание директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Кто конкретно участвует в торгах, каков принцип формирования стартовой цены, «Газпром экспорт» не раскрывает. Но большая часть продаж через ЭТП в этом году приходится на Германию, где в три точки сдачи поставлено более 8,5 млрд куб. м газа, и Австрию – свыше 1,5 млрд куб. м. Еще около 2,3 млрд куб. м покупатели предпочли получить в Словакии, а вот ожидания аналитиков, что с открытием поставок на TTF на этот хаб придется существенная доля поставок с ЭТП, оправдались лишь частично: в Нидерланды продано менее 1 млрд куб. м.

Рост продаж через электронную площадку связан с желанием «Газпрома» защитить свою долю рынка в Европе, продавая более значительную часть газа по спотовым ценам, рассуждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Отчасти это может быть связано и с тем, что в условиях рекордно низких цен на хабах покупатели менее охотно отбирают газ сверх минимальных объемов по тем контрактам, где у «Газпрома» в той или иной степени сохраняется нефтяная привязка, – говорит Маринченко. – Для них это получалось бы дороже, чем, например, закупать СПГ». Тем не менее потенциал увеличения продаж российского газа через электронную площадку ограничен в первую очередь теми же минимальными обязательствами по долгосрочным контрактам, считает Маринченко. «ЭТП вряд ли в обозримом будущем станет основным каналом продаж для «Газпрома», – заключает он.