Baring Vostok и Vostok New Ventures вложились в автомобильные грузоперевозки

Менее 10% акций одной из крупнейших транспортных компаний они купили за 600 млн рублей
Baring Vostok и Vostok New Ventures вошли в капитал транспортной компании «Монополия» /Евгений Разумный / Ведомости

Консорциум Baring Vostok и Vostok New Ventures приобрел за 600 млн руб. 9,1% транспортно-логистического оператора «Монополия», рассказали партнер Baring Vostok Максим Логинов и Илья Дмитриев – вместе с Екатериной Михайловой он контролирует оператора. Инвесторы выкупили допэмиссию.

ГК «Монополия» со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге была основана в 2006 г. Она управляет флотом из 1400 сцепок (тягач плюс полуприцеп) – одним из крупнейших на рынке автомобильных магистральных грузоперевозок. В 2018 г. выручка компании составила 11,5 млрд руб., прогноз на 2019 г. – 18 млрд руб., приводит данные Дмитриев.

Исходя из стоимости сделки «Монополия» оценена примерно в 6 млрд руб. В Baring Vostok считают, что компания будет существенно дороже – она обладает потенциалом в $1 млрд, полагает Логинов. Это связано главным образом с тем, что «Монополия» продолжит развивать собственную электронную площадку для управления FTL-грузами (full truck load – полная загрузка машины: оператор подбирает грузовик точно под размер груза), а также для бескарточного топливного процессинга, которым «Монополия» также занимается, объясняет Логинов.

Трансформировать бизнес-модель компания начала в 2016 г., запустив цифровую платформу monopoly.online. Через нее компания стала предлагать маршруты своих клиентов и с уже выстроенной логистикой рынку. Заказы, которые оказываются невостребованными другими перевозчиками, «Монополия» выполняет с помощью своего автомобильного парка. По словам Дмитриева, маржа при таком подходе невысока, но позволяет расти без инвестиций в расширение собственного автомобильного парка. В 2019 г. на эту платформу придется больше половины выручки «Монополии» – 10 млрд руб., прогнозирует он.

Деньги от Baring Vostok и Vostok New Ventures «Монополия» вложит в развитие электронной площадки – внедрение новых сервисов, в том числе финансовых, информационных, обещает Дмитриев, не исключены и новые вливания. «Будем наблюдать за развитием. Если появится смысл его ускорить, можем теоретически увеличить долю в «Монополии», – полагает Логинов, но речь не идет о контроле, для Baring Vostok это финансовая инвестиция. «Мы видим огромный потенциал бизнес-модели и верим, что сильная команда «Монополии» сможет его реализовать», – объясняет Логинов интерес к оператору. По оценке компании, только логистическая составляющая российского рынка автомобильных магистральных грузоперевозок (без учета складских расходов) превышает $10 млрд. Сам рынок сильно фрагментирован, с тысячами грузоотправителей, с одной стороны, и более чем 1 млн перевозчиков – с другой, большая часть перевозчиков – владельцы одного грузовика, продолжает он. Такая фрагментация способствует появлению агрегаторов, уверен Логинов: исторически были офлайн-брокеры, им на смену приходят digital-игроки, тренд наблюдается во всем мире. Baring Vostok и прежде инвестировал в компании-агрегаторы, но в клиентском сегменте – в Avito, «Профи.ру» и др. «В2с-проекты быстрее переходят в digital, тогда как в b2b клиенты зачастую более консервативны. У нас были инвестиции в b2с, сейчас увидели аналогичный тренд в одной из b2b-индустрий», – говорит Логинов.

В автоперевозках идет трансформация структуры клиентской базы, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Сокращается доля традиционных активных продаж с базами клиентов и входящими запросами – в пользу бирж и досок объявлений, а в 2018–2019 гг. – в пользу высокотехнологичных логистических платформ». Они обеспечивают малому и среднему бизнесу доступ к крупным клиентам, другим способом они вряд ли бы получили их заказ, подчеркивает Бурмистров.

Основателя Baring Vostok Майкла Калви, а также партнеров фонда Филиппа Дельпаля, Ивана Зюзина и Вагана Абгаряна арестовали в середине февраля 2019 г. по обвинению в хищении 2,5 млрд руб. у банка «Восточный». Калви и Дельпаль – под домашним арестом, остальные – в СИЗО.