Россияне не спешат избавляться от личных автомобилей в пользу такси и каршеринга

Но роль таких сервисов будет расти со сменой поколений
Распространенность такси пока не повод продать машину для россиян /Маргарита Рябинкина для Ведомостей

Почти две трети россиян пользуются личным автомобилем, и эта доля существенно не изменится в ближайшем будущем. Такие выводы содержатся в исследовании UBS Evidence Lab. В июле 2018 и 2019 гг. аналитики опросили около 2500 россиян во всех федеральных округах России. По данным опроса, личным автомобилем пользуются 63% респондентов (в 2018 г. – 66%). Причем 48,5% пользуются машиной 3 раза в неделю и более, а 14,5% – 1–2 раза.

Автовладельцы не спешат избавляться от машин, отмечают аналитики. 22% опрошенных вообще никогда не продавали автомобиль, а из продававших не купили новый лишь 3%. Главные причины продажи – возраст машины (52% продавших выбрали этот вариант) и желание ее сменить (46%). Это может свидетельствовать о том, что пока сервисы вроде такси или каршеринга не сильно влияют на решение избавиться от машины, говорится в обзоре UBS.

72% опрошенных сказали, что «вероятно» или «очень вероятно» купят автомобиль в будущем. Из тех, кто не собирается покупать собственное авто, 55% объясняли это отсутствием водительских прав, использованием общественного транспорта (47%) или высокой ценой автомобиля (38%). Лишь 7% респондентов сказали, что скорее будут использовать сервисы вроде такси и каршеринга, чем личную машину.

Доля россиян, которые часто используют каршеринг, такси и подобные сервисы, постепенно растет. В середине 2019 г. таких было 23% (+2 процентных пункта год к году), а к концу 2019 г. доля могла достичь 30%, по оценке UBS. Больше всего клиентам таких сервисов не нравятся нехватка доступных машин и рост тарифов при высоком спросе (38 и 44% опрошенных). Но это же говорит о том, что на рынке есть неудовлетворенный спрос, а значит, и потенциал роста, считают аналитики UBS.

Данные UBS свидетельствуют о продолжающемся росте рынка такси и каршеринга, полагает представитель «Яндекс.Такси». Доля таких сервисов будет расти, это глобальный тренд, который будет заметнее со сменой поколений, подтверждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Каршеринг и такси – хорошая альтернатива личному автомобилю, если ездить недалеко и нечасто, рассуждает он, но даже им есть замена – микромобильные средства передвижения, например самокаты и велосипеды. По данным UBS (за июль 2019 г.), 16% респондентов планируют использовать такой транспорт хотя бы раз в год, 8% – раз в месяц, 3% – 1–2 раза в неделю.

Желание пользоваться личным автомобилем очень высоко лишь в мегаполисах, например в Москве, отмечает операционный директор автодилера АГ «Авилон» Алексей Гуляев: личный автомобиль используют как для поездок на работу, так и по личным делам, часто в семье есть вторая машина, в малых же городах такого нет.

1,75 млн

новых автомобилей было продано в 2019 г. в России, по данным комитета автопроизводителей АЕБ

Каршеринг также распространен в основном в крупных городах, для большинства региональных пользователей он пока недоступен, указывает представитель «Ситимобила»; такси же есть в самых удаленных уголках страны. По данным исследования «Ситимобила» и агентства ResearchMe в марте 2019 г., 37% опрошенных регулярно пользовались услугами каршеринга, в то время как такси пользуются 78% респондентов. А среди самых удобных видов транспорта, по мнению опрошенных, каршеринг занимал только 4-е место, уступая такси, личному автомобилю и общественному транспорту.

В отличие от знакомого и понятного всем такси каршеринг – новая услуга, которая появилась только пять лет назад, напоминает сооснователь сервиса YouDrive Борис Голиков: не все потенциальные клиенты еще знают о ней. Но рынок растет очень быстро, оценивает он: за 2019 г. рынок каршеринга вырос в 2 раза год к году, в 2018 г. – в 5 раз, а до этого рос еще быстрее.

Гуляев напоминает: стоимость владения личным автомобилем увеличивается из года в год – растут транспортный налог и штрафы, парковка дорожает. Параллельно в Москве быстро развивается общественный транспорт – МЦК, МЦД, метро и услуги каршеринга и такси, и у водителей есть альтернатива.

По данным московского департамента транспорта, популярность общественного транспорта растет. В подтверждение представитель департамента приводит цифры: с 2010 г. среднее число поездок в день на одном автомобиле снизилось с 1,5 до 1 поездки в 2019 г. Количество поездок на городском транспорте выросло до 5,7 млрд в год, что на 600 млн больше показателей 2010 г.

Представитель «Делимобиля» не ответил на вопросы, «Яндекс.Драйва» – отказался от комментариев.