Российские нефтяники не хотят еще больше сокращать добычу

Они согласны продлить соглашение с ОПЕК, но на прежних условиях
Российские нефтяные компании не хотят еще больше сокращать добычу. Они согласны продлить соглашение с ОПЕК, но на прежних условиях/ Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейшие российские нефтяные компании склоняются к продлению во II квартале соглашения ОПЕК+ на прежних условиях. О таких итогах совещания 12 февраля у министра энергетики Александра Новака рассказал «Интерфаксу» первый исполнительный вице-президент «Лукойла» Равиль Маганов.

«Газпром нефть» и «Русснефть» поддерживают продление сделки на прежних условиях, сообщило агентство со ссылкой на глав компаний Александра Дюкова и Евгения Толочека соответственно. Один из участников совещания сказал, что компании готовы сохранить сделку, но окончательных решений не было принято. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос «Ведомостей», а представитель Минэнерго отказался комментировать итоги совещания.

Так называемая сделка ОПЕК+ (участвуют Россия, члены ОПЕК и еще несколько добывающих стран) была заключена в ноябре 2016 г. для снижения запасов нефти. Страны договорились не превышать совокупно определенный уровень добычи. Действующая квота – 1,7 млн барр. в сутки – установлена до апреля 2020 г.

Следующая встреча министров стран, подписавших соглашение ОПЕК+, запланирована на 5–6 марта, но они могут собраться и раньше, чтобы обсудить падение спроса на нефть из-за распространения коронавируса в Китае. С начала года нефть уже подешевела на 15%. На долю Китая приходится около 15% мирового потребления, или около 14 млн барр. в сутки. Из-за вируса потребление нефти в стране может упасть в феврале на 25%, писала Financial Times со ссылкой на оценки топ-менеджеров крупнейших нефтеперерабатывающих компаний Китая.

Александр Новак
министр энергетики России

«Россия внимательно следит за влиянием распространения коронавируса на мировые энергетические рынки. Ситуация продолжает оставаться крайне неопределенной».  11 февраля 2020 г.

12 февраля ОПЕК сообщила, что из-за вспышки коронавируса снизила прогноз роста мирового спроса на нефть в этом году – до 990 000 барр. в сутки, что на 230 000 барр. ниже предыдущего прогноза. В 2019 г. потребление нефти, по данным картеля, составило 99,77 млн барр. в сутки.

Технический комитет ОПЕК+, который традиционно собирается перед встречей министров, 5 февраля рекомендовал сократить добычу нефти еще на 600 000 барр. в сутки до июня, а сделку продлить до конца года, говорил президент конференции ОПЕК Мохаммед Аркаб: «Эпидемия коронавируса оказала негативный эффект на экономическую деятельность, на транспорт, туризм и промышленность, особенно в Китае» (цитата по «Интерфаксу»). Россия тогда не поддержала рекомендацию комитета, попросив больше времени для консультаций. «Я сейчас даже не готов вам сказать, к чему мы готовы или не готовы, до конца не понимая ситуацию и четкие прогнозы по развитию событий в связи с коронавирусом», – говорил Новак (цитата по «Интерфаксу»).

Министр энергетики Казахстана (тоже участвует в сделке ОПЕК+) Нурлан Ногаев в среду после встречи с Новаком сказал, что у обеих стран будет единая позиция, учитывающая интересы нефтяных компаний: «Мы понимаем, что высокие цены (на нефть) – это, конечно, хорошо, но вместе с тем мы должны учитывать и интересы ресурсодержателей – нефтяных компаний. Поэтому на сегодняшний день окончательных решений нет, мы будем согласовывать свои позиции».

За сокращение добычи выступает Саудовская Аравия. «Саудиты хотят действовать на опережение и удерживать цены на нефть на уровне $60 за баррель или выше», – говорил источник Reuters, знакомый с позицией королевства.

Россия впервые за время действия сделки ОПЕК+ выразила несогласие с картелем, но страны смогут договориться, считает партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин, а вспышка коронавируса в Китае вряд ли продлится долго. «Это не та ситуация, из-за которой стоит выходить из соглашения, – говорит Панин. – Мы достаточно долго выстраивали отношения со странами ОПЕК и делали это отлично, поэтому было бы странно не договориться сейчас».

Единственная причина, по которой ОПЕК+ может не снизить добычу, – это если эпидемия в ближайшие 2–3 недели пойдет на спад, отмечает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: если ситуация кардинально не улучшится, то бездействие ОПЕК+ негативно скажется на настроении участников рынка и, возможно, цены на нефть снизятся еще сильнее. Продление сделки на действующих условиях только на один квартал будет равносильно бездействию, заключает он.