Трубоукладчик «Газпрома» приближается к Балтике

До места укладки «Северного потока – 2» ему осталось чуть более 2000 км
Судно-трубоукладчик «Академик Черский». Архивное фото/ Sergei Karpukhin / Reuters

Специализированное судно-трубоукладчик «Академик Черский» прошло большую часть пути с Дальнего Востока до Балтийского моря. Днем 27 апреля «Академик Черский» вошел в пролив Ла-Манш, следует из данных платформы мониторинга статуса морских судов vesselfinder.com. От датского острова Борнхольм, юго-западнее которого была остановлена укладка труб «Северного потока – 2», судно отделяет около 1500 км.

«Академик Черский» — единственное судно-трубоукладчик, ходящее под российским флагом, которое соответствует техническим требованиям датского разрешения на строительство «Северного потока – 2» в водах этой страны (требуется наличие системы динамического позиционирования. — «Ведомости»). Вплоть до конца прошлого года укладкой подводной части нового экспортного газопровода «Газпрома» занимались суда швейцарской Allseas. Но 20 декабря в США был утвержден оборонный бюджет страны (NDAA) на 2020 г., в котором среди прочего были анонсированы новые меры противодействия строительству «Северного потока – 2» — санкции в отношении компаний, «которые сознательно продали, сдали в лизинг или предоставили суда для прокладки труб на глубине 100 футов (33 м. — «Ведомости») и более». На следующий день швейцарская компания остановила работы, а чуть позже увела суда из района строительства.

Проектная мощность «Северного потока – 2» — 55 млрд куб. м в год, стоимость строительства подводной части — около 9,5 млрд евро. Предполагалось, что поставки по газопроводу начнутся к началу 2020 г. Протяженность трубопровода, который напрямую, в обход стран-транзитеров соединяет газопроводные системы России и Германии, — около 1224 км по каждой из двух ниток трубы. К моменту подписания NDAA было построено более 93% подводной части газопровода, по расчетам «Ведомостей», по обеим ниткам под воду осталось уложить около 160 км труб. Но выход из проекта швейцарской Allseas лишил «Газпром» возможности в срок не только начать коммерческие поставки по новой трубе, но и достроить ее в изначально заявленные сроки.

Точную оценку сроков запуска «Северного-потока – 2» дать пока невозможно, говорил в начале января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Не думаю, что кто-то сейчас возьмется называть дату. Возникли объективные форс-мажорные обстоятельства с действиями третьего государства, идущими вразрез с международным правом, с нормами международной торговли и коммерческих отношений, — цитировал Пескова «Интерфакс». — Это создает проблемы, но это не подвергает сомнению проект как таковой и его завершение».

«Мы, безусловно, сможем достроить [трубопровод] самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров», — говорил в январе президент России Владимир Путин. — До конца текущего года либо в I квартале следующего года работа будет завершена». Незадолго до этого одним из возможных вариантов технического решения проблемы министр энергетики Александр Новак назвал использование «Академика Черского», который в тот момент находился на Дальнем Востоке.

«Академик Черский» вышел из Находки 10 февраля, и за 2,5 месяца судно прошло уже около 28 000 км. На маршруте трубоукладчик восемь раз менял указываемый порт назначения: прошел Сингапур, Шри-Ланку, затем сообщал о движении в сторону Суэцкого канала, но в итоге пошел в Атлантику в обход Африки. Сейчас в качестве порта назначения «Академик Черский» указывает шотландский Абердин.

Прямым ходом от входа в Ла-Манш до района, где остановили работу суда Allseas, трубоукладчику необходимо пройти около 1500 км, с заходом на рейд Абердина — около 2000 км. Исходя из скорости, с которой судно идет в последние дни, без остановок этот путь может быть пройден за 9–12 суток соответственно.

Достаточно ли просто довести «Академика Черского» до датских вод, чтобы возобновить укладку «Северного потока – 2», не известно. «Газпром» ни цель перемещения судна на запад, ни его техническую оснащенность не комментирует. Возможно, для работы на проекте трубоукладчику потребуется дооснащение, говорил Новак, но не уточнял, какого рода. До выхода из Находки «Академик Черский» на самом деле стоял на Находкинском судоремонтном заводе, где его предполагалось дооборудовать. Но целью этой модернизации были работы на Киринском и, возможно, Южно-Киринском месторождениях на шельфе Сахалина, сообщается на сайте госзакупок. Стоимость этих работ была оценена в 873,5 млн руб. Диаметр трубы, с которой после этой модернизации должен был работать трубоукладчик, не превышает 32 дюймов (818 мм), следует из материалов закупки. Для укладки «Северного потока – 2» используются трубы 1220 мм.

В конце января «Газпром» объявил еще один конкурс — на страхование строительно-монтажных работ по дооснащению трубоукладчика. Закупка несколько раз обновлялась, в том числе в пятницу, 24 апреля, но до сих пор не закрыта. В документации к ней по-прежнему указано, что цель модернизации — возможность работы на Киринском месторождении. Единственный российский подрядчик, способный работать с судами класса «Академика Черского» на Балтике, — Объединенная судостроительная корпорация. Запросов на проведение каких бы то ни было работ на «Академике Черском» в компанию не поступало, сообщил «Ведомостям» представитель ОСК.