«Яндекс» запустил бронирование лекарств в аптеках

А также готовит запуск доставки водителями такси
Максим Стулов / Ведомости

«Яндекс» запустил бронирование лекарств с последующим самовывозом их из обычных аптек. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель компании: пользователи могут бронировать лекарства в сервисе «Карты» или «Здоровье». Последний позволяет сравнить цену на один и тот же препарат в разных точках.

«Яндекс» – крупнейшая поисковая система рунета. По данным компании, ее пользователи еженедельно делают 25 млн запросов про лекарства. До этого информацию о препаратах можно было найти в «Яндекс.Здоровье», а забронировать – через партнерский онлайн-ресурс «Здравсити» (проект ЦВ «Протек»).

У аудитории «Здоровья», поиска и карт – самый высокий интерес к покупке лекарств и поиску информации о них, рассуждает представитель «Яндекса»: логично сделать заказ лекарств именно там, где уже есть спрос. «Параллельно мы думаем над интеграцией услуги и в другие сервисы «Яндекса», – добавил он.

«Яндекс» работает как агрегатор: к нему уже подключены 2300 партнерских точек аптечного объединения «Асна». Скоро к ним присоединятся и другие аптечные сети, например ГК «Эркафарм» («Доктор Столетов», «Озерки», «Мосаптека» и др.). Среди будущих партнеров представитель «Яндекса» также называет «Здравсити» и дистрибуторов лекарств. В планах компании – в ближайшее время увеличить число аптек, откуда можно забрать лекарства самовывозом, до 17 000.

За каждый выкупленный заказ аптеки-партнеры платят «Яндексу» комиссию. Какую – представитель компании не назвал. Аптечным сетям новый сервис дает доступ к многомиллионной аудитории проектов «Яндекса», говорит руководитель проекта Вячеслав Горлицкий.

Аналогичная услуга поиска и бронирования лекарств с последующим самовывозом из обычных аптек в мае появилась и на маркетплейсе goods.ru. Бронирование лекарств с самовывозом давно предлагают и аптечные сети, и интернет-ресурсы – apteka.ru, eapteka.ru и др.

«Яндексу» будет тяжело конкурировать с привычными для покупателей сайтами аптечных сетей или проектами вроде apteka.ru, полагает партнер Data Insight Борис Овчинников. По его оценке, в первые месяцы работы трафик нового сервиса будет небольшим: очень трудно изменить привычку потребителей.

Подобные сервисы интересны интернет-гигантам, потому что позволяют как заработать на комиссии, так и получить данные о пользователях, объясняет Овчинников. Онлайн-проекты на рынке лекарств интересны вдвойне в силу высоких темпов роста – почти вдвое в 2019 г. Этот рынок будет расти и дальше благодаря удобной модели, считает Овчинников: это способ сэкономить деньги, время и убедиться, что лекарство точно есть в аптеке. Люди, которые один раз попробовали онлайн-бронирование, с большой вероятностью воспользуются им и потом, рассуждает эксперт.

«Яндекс», по словам его представителя, готовится запустить еще и доставку лекарств из аптек с помощью водителей «Яндекс.Такси».

Указ, разрешающий торговать нерецептурными лекарствами онлайн, президент России Владимир Путин подписал еще в марте. Согласно утвержденным правительством правилам продавать препараты через интернет могут только аптечные организации, кроме индивидуальных предпринимателей, при определенных условиях: не менее 10 точек, действующая не менее года лицензия на фармацевтическую деятельность и др. Росздравнадзор уже выдал такие разрешения 20 аптечным сетям: это «Ригла», «Доктор Столетов», «Самсон фарма» и др. Об интересе к доставке лекарств в конце мая также говорили iGooods, Delivery Club, маркетплейсы «Беру» и Wildberries.