«Аэрофлот» продолжил полеты в закрытые страны Европы и Америки

Хотя после претензий ФАС национальный перевозчик объявил об отмене этих рейсов
«Аэрофлот» продолжил осуществлять единичные полеты /Евгений Разумный / Ведомости

В конце прошлой недели «Аэрофлот» сообщил, что отменяет до 31 августа рейсы из Москвы в 87 иностранных городов, хотя он и продавал билеты на эти рейсы еще в начале августа. Отмена произведена из-за эпидемических ограничений. 87 иностранных аэропортов – это вся международная сеть рейсов национального перевозчика, за исключением Лондона, Стамбула и Женевы. Полеты в Великобританию и Турцию правительство разрешило с 1 августа, в Женеву – с 15 августа раз в неделю.

Впрочем, как выяснили «Ведомости», «Аэрофлот» продолжил осуществлять единичные полеты в девять городов из упомянутых 87. На неделе с 8 по 15 августа он планировал совершить по три рейса в Барселону, Париж, Прагу и Франкфурт-на-Майне, по два – в Рим и Нью-Йорк и по разу слетать в Амстердам, Тель-Авив и Лос-Анджелес. Билеты на эти рейсы продаются на сайте авиакомпании. Полеты, намеченные на 8–9 августа, успешно выполнены, следует из данных сервиса flightradar24. Билеты в девять городов после 15 августа пока не продаются.

Представитель «Аэрофлота» от комментариев по этой ситуации отказался. Единичные полеты в закрытые страны «Аэрофлот» выполняет с июня. Эти рейсы проходят под регулярными номерами, но оформлены как грузовые, на них получаются разрешения в Росавиации, рассказывают «Ведомостям» источники в «Аэрофлоте». Основной коммерческий смысл этих рейсов – доставка грузов в Россию, но, чтобы рейс из Москвы не летел пустым, на борт берут граждан соответствующих стран или имеющих вид на жительство в этих государствах россиян. Продажи таких рейсов открываются всего за неделю до вылета, хотя в обычной ситуации «Аэрофлот» продажи начинает за год. На обратные рейсы в Москву продажи не велись и не ведутся. Говоря об отмене регулярных рейсов на все 87 направлений, «Аэрофлот» не лукавит, говорит источник. Даже если у клиента есть ранее купленный билет на регулярный рейс на определенную дату, например, в Париж, попасть на единичный грузовой рейс, производящийся с тем же номером и в ту же дату, он не сможет. Билет на такой рейс нужно покупать отдельно.

В июне «Аэрофлот» также летал с пассажирами в девять иностранных городов. Тогда в этой закрытой сети были Сеул и Ницца, сейчас рейсов туда нет, зато добавились Амстердам, Лос-Анджелес и Прага. Лондон перестал быть запретным: в столицу Великобритании «Аэрофлот» теперь летает ежедневно, а в Стамбул выполняет по три рейса в сутки. Другие российские авиакомпании пассажиров в закрытые страны не возят.

67 800 руб.

составляет минимальная цена билета (эконом-класс без багажа) на первый рейс «Аэрофлота» из Москвы в Женеву 15 августа. Полеты в этот город будут разрешены с середины августа раз в неделю, назначение на маршрут Москва – Женева имеет в России только «Аэрофлот». Билеты на рейс 22 августа стоят от 32 900 руб. В обычное время система управления доходами «Аэрофлота» назначает минимальную цену на это направление в 10 200 руб. После продажи квоты самых дешевых билетов система выставляет более дорогие билеты и т. д. Высокая цена свидетельствует о большом спросе. Причем 15 и 22 августа на рейсы в Женеву «Аэрофлот» поставил широкофюзеляжные самолеты Airbus 330-300 на 300 мест, хотя обычно такие короткие рейсы у национального перевозчика выполняют узкофюзеляжные самолеты вместимостью до 170 пассажиров

Регулярное авиасообщение России с другими странами остановлено еще 27 марта для борьбы с коронавирусом. Но «Аэрофлот» с самого начала ограничений надеялся на скорое открытие границ, поэтому весной продавал билеты на все международные рейсы с вылетом 1 июля и позже, в июне – с вылетом 1 августа и позже. Еще в начале августа продажи велись на все европейские направления с вылетом после 14 августа. По мере того как возобновление международного сообщения откладывалось, «Аэрофлот» просто отменял рейсы. Для пассажиров такая политика связана с рядом неудобств: им приходится менять дату вылета или оформлять возврат денег. А если билет был куплен до 1 мая с датой вылета не позднее 31 августа, то все российские авиакомпании по распоряжению правительства имеют право возвращать не деньги, а ваучеры на будущие перелеты.

4 августа продажа билетов в закрытые страны вызвала недовольство Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Это создает риск отмены рейсов из-за отсутствия разрешения на международный полет, рассказали в пресс-службе ФАС, подобная практика может ущемлять интересы потребителей и подрывать доверие граждан к действиям авиакомпаний, поэтому ФАС в соответствующем письме обратила на это внимание Минтранса. Сразу после релиза антимонопольного ведомства «Аэрофлот» сообщил об отмене рейсов в 87 городов. Теперь регулярные продажи билетов по всей международной сети, кроме Лондона, Стамбула и Женевы, национальный перевозчик ведет только с конца октября. Рейсы в сентябре и октябре, на которые «Аэрофлот» продавал билеты ранее, не отменены, но продажи приостановлены.

«В настоящий момент бронирование авиабилетов по некоторым направлениям действительно приостановлено до конца летнего сезона (это как раз конец октября. – «Ведомости»). Решение принято в связи с отсутствием определенности по срокам открытия этих направлений. Как только появится ясность, решения о возобновлении сообщений в эти пункты будут приняты, бронирование возобновится», – говорит представитель «Аэрофлота» Михаил Демин.

Цены на пассажирские перелеты отдельными грузовыми рейсами высоки, что может объясняться большим спросом на них. Например, на один из рейсов в Нью-Йорк в ближайшую неделю минимальная цена билета эконом-класса составляет 125 000 руб., а бизнес-класса – от 375 000 руб. В Рим самый дешевый билет стоит 32 000 руб., а в конце октября минимальная цена – 10 170 руб., в Лос-Анджелес – 54 000 руб. против 20 000 руб.; во Франкфурт улететь обойдется минимум в 22 000 руб. против 8300 руб. в октябре.