Иностранным дронам не дадут работать в госсекторе

Закупки беспилотников для госнужд могут быть ограничены
Евгений Разумный / Ведомости

Правительство намерено ограничить возможность закупок зарубежных беспилотных авиационных систем (БАС) для государственных и муниципальных нужд. Как узнали «Ведомости», установить ограничения премьер-министр Михаил Мишустин распорядился 5 ноября в ходе рассмотрения Плана мероприятий реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Подготовить проект соответствующего постановления Минпромторг, Минэкономразвития, Минтранс, Минфин и ассоциация «Аэронет» должны к июню 2021 г.

Предложение о введении таких ограничений было выдвинуто «Аэронетом» и поддержано правительством, рассказал «Ведомостям» генеральный директор ассоциации Глеб Бабинцев. По его словам, ограничения коснутся всех БАС, приобретаемых через механизм госзакупок для государственных и муниципальных нужд. БАС, работающие на малой высоте, способны получать очень точную и детальную информацию, относящуюся к государственной тайне, отмечает Бабинцев: «Иностранные БАС могут сразу передавать такую информацию за границу, минуя любые проверки».

В Минпромторге «Ведомостям» заявили, что введение ограничительных мер по допуску БАС иностранного производства обусловлено «рисками несанкционированного сбора информации и роста угроз государственной безопасности». Представитель Минфина сообщил, что ответственным по программе является Минпромторг, который и предложил данное ограничение. Обоснование для его введения в Минфин пока не поступало. В Минтрансе сообщили, что специалисты министерства принимают участие в реализации соответствующего пункта дорожной карты, отказавшись от других комментариев. В Минэкономразвития заверили, что, прежде чем вводить ограничения, будет проведен всесторонний анализ, учитывающий такие критерии, как уровень конкурентоспособности отечественной промышленности, наличие не менее трех производителей аналогичного оборудования на территории РФ, а также способность отечественных производителей удовлетворить потребности заказчиков как по количеству, так и по качеству товара. Только после этого может быть принято решение о возможном ограничении закупок БАС, отметили в министерстве.

Подобные ограничивающие импорт меры применяются многими странами в отношении различного перечня оборудования, говорит пресс-секретарь АНО «Платформа НТИ» Юрий Сушинов. Сегодня российские производители авиатехники в состоянии обеспечить и коммерческие предприятия, и госструктуры оборудованием соответствующего или даже превосходящего зарубежные аналоги качества, утверждает он. Такие ограничения в целом направлены на поддержку российских производителей БАС, полагает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. «Рынок государственных и муниципальных структур в этом сегменте существенно меньше коммерческого. Тем не менее меры можно расценивать как шаг в сторону импортозамещения в сфере БАС», – считает он.

Похожие меры, по словам Федутинова, некоторое время назад принимали и США, которые также обосновывали их необходимость вопросами безопасности. «Опасения относительно возможностей недружественного использования подобной техники отчасти имеют под собой основание, – полагает он. – Однако главным мотивом в данном случае представляется протекционистская политика». Применительно к задачам государственных и муниципальных структур речь идет в основном о малоразмерных БАС. В этом сегменте сегодня доминируют китайские производители и гигантские объемы выпуска делают конкуренцию с их изделиями по цене практически невозможной без подобной поддержки, рассуждает Федутинов.

Технический директор и главный конструктор российского разработчика БАС «Птеро» Амир Валиев считает возможное введение ограничительных мер логичным шагом: «Россия – благодатный рынок для БАС. Чтобы у нас появлялись собственные рабочие места в отрасли проектирования, производства и эксплуатации БАС, нужно создавать условия. Такое ограничение – одно из них».

По данным ассоциации «Аэронет», объем российского рынка беспилотной авиации вырос с 3,7 млрд руб. в 2017 г. до 9,1 млрд руб. в 2019 г. При этом мировой рынок, согласно данным Droneii.com, оценивался в прошлом году в $18 млрд. Таким образом, российский сегмент составляет пока лишь около 0,7% мирового рынка. За первые шесть месяцев 2020 г. россияне приобрели 95 000 БАС на сумму порядка 1,3 млрд руб.