Компания Глеба Франка выиграла в споре с добытчиками минтая

У нее возникли проблемы с экспортом из-за конфликта с ними
Юрий Смитюк / ТАСС

Арбитражный суд Приморского края признал недействительным решение Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) об исключении из нее шести компаний Русской рыбопромышленной компании (РРПК), следует из его материалов. Таким образом он полностью удовлетворил иск РРПК.

АДМ, на долю участников которой приходится 75% вылова минтая в России, приняла решение лишить членства ряд фирм группы РРПК в сентябре этого года. Такова была реакция на то, что летом группа предложила правительству реформировать рыбную отрасль и не стала обсуждать свои идеи с другими компаниями, уточнял тогда представитель ассоциации.

РРПК тогда предлагала выставить на аукционы квоты на добычу краба, которые сейчас распределены по историческому принципу (около 50% общего допустимого улова), а также дополнительно наделить квотами на вылов рыбы рыбопромышленников, которые инвестировали в обновление флота и строительство перерабатывающих заводов и т. д. Некоторые ее конкуренты решили, что если такие предложения будут приняты, то больше всего преференций получит она сама и тем самым сможет расширить свой бизнес. Остальные же компании лишатся части прав на добычу.

РРПК – один из крупнейших в России добытчиков рыбы с квотами более чем на 300 000 т в год, около 80% добычи приходится на минтай, говорится на ее сайте. Владелец группы – Глеб Франк, зять миллиардера Геннадия Тимченко. Из-за исключения из ассоциации компания лишилась возможности пользоваться сертификатом Морского попечительского совета (MSC), от которого зависят экспортные поставки продукции из минтая, говорит представитель РРПК. По его словам, этот сертификат оформлен на ассоциацию, поэтому пользоваться им могут только ее члены, его наличие имеет большое значение в продажах продукции из минтая. По предварительным оценкам, в 2020 г. доля продуктов c такой сертификацией в общей выручке группы составит около 45%, говорит представитель РРПК. Сама компания свои финансовые показатели не разглашает, но журнал Forbes оценивал ее выручку в 2018 г. в 21,6 млрд руб. (более поздних данных нет).

> 4,9 млн тонн

рыбы и морепродуктов добыли российские рыбопромышленники в 2019 г.

В конце сентября РРПК подала иск о признании решения АДМ недействительным. В октябре по заявлению компании суд наложил обеспечительные меры: он приостановил действие решения ассоциации до вступления в законную силу решения по основному иску, а также запретил какие-либо действия по его исполнению. Как пояснил представитель группы, это значит, что ее компании должны были с этого времени оставаться полноценными членами ассоциации и пользоваться групповым сертификатом MSC для поставок. Но, по его словам, АДМ не проинформировала MSC о том, что компании группы могут им пользоваться.

Руководитель MSC в России Анисья Шепелева подтвердила, что пока право РРПК на использование документа не восстановлено, а АДМ об этом не информировала. Обсуждать этот вопрос можно будет после того, как завершатся суды, говорит собеседник «Ведомостей». Представитель АДМ отметил, что ассоциация примет решение об обжаловании решения суда после изучения его мотивировочной части. На это, по его словам, есть 30 дней после выдачи судебного акта.

> 300 000

тонн рыбы добывает РРПК в год

АДМ не обязана была возвращать компании РРПК в свой состав после наложения обеспечительных мер, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. По его словам, это необходимо только в том случае, если бы суд прямо обязал восстановить их членство. Клеточкин обращает внимание на то, что ответчик может обжаловать решение первой инстанции и дойти по кассации, все это, как правило, занимает 4–5 месяцев. А пока не закончатся суды, ассоциация может решить не восстанавливать права РРПК. Последняя же, по его словам, в свою очередь, скорее всего, будет фиксировать денежный ущерб, который она несет из-за того, что не продает продукцию на своих традиционных рынках, и подавать иски о взыскании этих сумм с ассоциации. Представитель РРПК сумму ущерба оценить отказался.