ОАК сдвигает сроки модернизации завода под производство Ил-114-300

Но обещает все же запустить самолет в серию в 2023 году
Источник в ОАК уверен, что первые поставки серийного Ил-114 состоятся в 2023 г. / Пресс-служба ГК «Ростех» / РИА Новости

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сдвигает сроки переоснащения своего завода «Авиастар-СП» в Ульяновске, на котором производятся узлы и агрегаты для регионального пассажирского самолета Ил-114-300. Минпромторг уже подготовил проект постановления правительства, сдвигающий сроки ввода в эксплуатацию новых модернизированных линий «Авиастар-СП» с 2021 на 2022 г. (документ размещен на портале проектов нормативных актов 15 июля).

При этом авиапредприятие в 2019 г. уже получило на эти цели из бюджета 440 млн руб. Речь идет о переносе сроков ввода нового оборудования для выпуска панелей фюзеляжа, дверей и люков самолета.

Переоборудование завода не успевают выполнить в ранее запланированные сроки из-за того, что затянули с проведением конкурсов на поставку оборудования, следует из пояснительной записки к проекту постановления. Подготовить конкурсы не успели в том числе из-за локдаунов весны 2020 г., вызванных пандемией коронавируса, говорится в документе.

По словам источника, знакомого с ситуацией на предприятии, в ПАО «Ил» сегодня ощущается недостаток финансирования, проблемы с проведением опытно-конструкторских работ. Также, по его словам, наблюдается острый кадровый дефицит и много других «труднопреодолимых проблем». «Например, при сборке очередного опытного образца Ил-114-300 рабочие уронили на бетон хвостовую часть машины. Теперь выясняют степень повреждений, – сказал он. – Поэтому задержка с поставкой нового оборудования для предприятия не самая насущная проблема». Представитель ОАК отрицает, что имел место такой эпизод в процессе сборки какого-либо из опытных образцов самолета.

Несмотря на проблемы с модернизацией ульяновской площадки, в ОАК не сомневаются в том, что смогут выдержать сроки запуска в серию Ил-114-300.

Представитель корпорации заявил «Ведомостям», что существующие мощности завода позволяют реализовывать программу «в соответствии с актуальными планами». Он напомнил, что в Ульяновске выполняется лишь часть работ по проекту регионального самолета – в проекте также участвуют нижегородский завод «Сокол», воронежский ВАСО и основная площадка в подмосковных Луховицах, где происходит финальная сборка самолета. В Минпромторге на запрос «Ведомостей» не ответили.

Сегодня собран лишь один опытный образец Ил-114-300, способный подняться в воздух. Первые поставки были запланированы на 2022 г. Но в конце июня этого года Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростех», в которую входит ОАК, назвал новые сроки серийного производства самолета – 2023 год. Ранее самолетом интересовались «Полярные авиалинии» (Якутия), «Красавиа» (Красноярский край) и «Аврора» (ДФО). Но о подписании твердых контрактов на покупку официально не объявлялось. В прошлом году заказала три Ил-114 Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

Источник в ОАК уверен, что первые поставки серийного Ил-114 состоятся в 2023 г. (как и говорил Чемезов). Другой собеседник в авиаотрасли уточняет, что ГТЛК намерена поставить их «Авроре», на базе которой планируется создать регионального перевозчика для ДФО. По его словам, сумма контракта составит 4,2 млрд руб., подписать соглашение планируется на авиасалоне МАКС-2021.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что в ОАК постараются выдержать новые сроки. По его мнению, для этого в первую партию серийных «Илов» из трех самолетов могут включить и опытный образец. Он добавляет, что и без нового оборудования «Авиастар-СП» справится с задачей поставки панелей фюзеляжей для финальной сборки Ил-114 в тех «неспешных темпах», в которых сейчас движется вся программа.

Ил-114-300 – это глубоко модернизированная версия пассажирского турбовинтового самолета Ил-114-100, который был разработан в 1980-е и выпускался на Ташкентском авиазаводе в 1990–1998 гг. Всего было выпущено 20 машин. Модернизированный самолет должен получить новые двигатели, кабину, облегченный за счет композитов фюзеляж и авионику. Предполагается, что эта машина станет основой парка для региональных авиаперевозок в России и заменит устаревшие Ан-24. Разработка лайнера на 64 места ведется с 2016 г. На конец 2020 г. сообщалось, что на НИОКР и подготовку производства, включая российский двигатель ТВ7-117СТ-01, потрачено 25 млрд руб. Первый полет опытный самолет совершил в декабре 2020 г. с аэродрома в Жуковском. Как сообщал тогда министр промышленности Денис Мантуров, всего планируется выпустить 100 таких самолетов до 2030 г.