«Эльгауголь» может запустить свою железную дорогу к морю на четыре года раньше

Но эксперты сомневаются в реализуемости проекта в такие сжатые сроки
Эксперты считают проект «Эльгаугля» по строительству железнодорожной линии и порта очень перспективным/ «Эльгауголь»

Компания «Эльгауголь» (95% у «А-проперти» Альберта Авдоляна, 5% у «Ростеха») намерена уже к концу 2024 г. запустить частную железнодорожную ветку и порт в районе поселка Чумикан (Хабаровский край) в Удской губе Охотского моря для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «А-проперти».

По паспорту проекта, который компания представила в Минтранс в августе 2021 г., строительство должно было вестись пять лет (2023–2027 гг.), а ввод в эксплуатацию был намечен на 2028 г. Стоимость проекта составляет 97,1 млрд руб.

В июле 2021 г. представитель «А-проперти» говорил, что компания намерена построить железнодорожную линию необщего пользования от Эльги до Чумикана, а также собственную портовую инфраструктуру для вывоза эльгинского коксующегося угля. Ориентировочная протяженность дороги составит 500 км, провозная способность – 30 млн т в год. Проект будет реализован исключительно за счет операционного потока группы, собственных и привлеченных средств, отмечал представитель компании. По его словам, привлечение субсидий или иных мер господдержки в рамках проекта не предполагается.

Сейчас изменение сроков строительства связано с тем, что компания заинтересована в скорейшем развитии проекта, объясняет представитель «А-проперти». Основные параметры проекта сохраняются, но теперь в рамках его не предусмотрено строительство примыкания к БАМу, а стоимость может корректироваться с учетом инфляции, говорит собеседник. «Эльгауголь» уже увеличил пропускную способность существующей ветки от месторождения до станции Улак на БАМе до 24 млн т в год и в ближайшее время планирует расширить ее до 30 млн т в год, добавил он.

Что добывают на Эльге

Эльгинское месторождение – крупнейшее в России месторождение коксующегося угля с запасами более 2,2 млрд т по стандартам JORC. На месторождении добывается твердый коксующийся уголь премиального качества с очень низким содержанием серы и фосфора. В 2021 г. «Эльгауголь» добыл рекордные 14,7 млн т угля, в 2022 г. планирует добыть 20,2 млн т. Целевые показатели к 2023 г. – 45 млн т добычи угля и производство 30 млн т угольного концентрата.

В марте 2021 г. президент Владимир Путин поручил представить предложения по расширению восточного участка БАМа для увеличения экспорта угля с якутских месторождений, а также проработать механизмы финансирования проекта, не исключая использования средств фонда национального благосостояния (ФНБ). Восточная ветка БАМа – это однопутный неэлектрифицированный участок протяженностью 1916 км от Тынды в Амурской области до порта Ванино в Хабаровском крае.

Но в августе 2021 г. «Эльгауголь» был готов строить частную железную дорогу только в том случае, если РЖД в первоочередном порядке будет провозить 30 млн т угля компании по БАМу в течение пяти лет, пока будет прокладываться новая магистраль, писал «Коммерсантъ». После этого угольная компания собиралась перенести перевозку этих объемов на свою ветку. Но тогда профильные министерства были предварительно готовы предоставить «Эльгауглю» право первоочередного провоза только 20 млн т. А в сентябре газета сообщила, что Минтранс представил проект распоряжения правительства, который предполагает отказ от идеи строительства ветки Эльга – Чумикан в пользу проекта расширения Восточного полигона (Транссиб и БАМ) за счет инвестпрограммы РЖД и средств ФНБ.

Представитель Минэкономразвития сказал «Ведомостям», что консолидированной позиции на сегодня по проекту нет, вопрос прорабатывается. Представитель ФАС напомнил, что распределение пропускной и провозной способности в случае ее дефицита осуществляется в соответствии с правилами недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (речь идет о равных правах всех участников рынка на перевозку грузов, что затрудняет выделение квот для отдельных компаний. – «Ведомости»).

«Ведомости» также направили запросы в Минтранс и Минэнерго.

РЖД для обеспечения вывоза угля из Якутии увеличит провозную мощность БАМа на 17 млн т относительно уровня 2024 г. с возможностью применения инвестиционного тарифа, писал в декабре «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова. Представитель РЖД, отвечая на вопрос «Ведомостей» об учете проекта «Эльгаугля» при расширении пропускной способности Восточного полигона, отметил, что компания реализует свои проекты независимо от строительства ветки до Чумикана.

Эксперты считают проект «Эльгаугля» по строительству железнодорожной линии и порта очень перспективным. Он решает все вопросы с вывозом угля с этого месторождения, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Для компании своя дорога позволит максимально нарастить отгрузки до уровня 30 млн т в год, что вкупе с собственным портом сделает ее абсолютным лидером России по экспорту коксующегося угля», – добавляет управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

Но стоимость и сроки реализации проекта эксперты считают заниженными. Президент национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин называет планы закончить стройку в 2024 г. «футуристичными». Он также считает, что проблемы могут возникнуть из-за сложных природных условий на территории, где будет проходить ветка, а одновременная реализация в этом же регионе нескольких масштабных проектов РЖД приведет к дефициту рабочей силы и техники.

Даже если начинать проектирование в этом году, реалистичные сроки строительства – 2023–2027 гг. в лучшем случае, полагает Бурмистров. С учетом текущего роста цен на стройматериалы стоимость проекта будет раза в 1,5–2 выше от заявленного – 150–200 млрд руб., сказал он «Ведомостям». Оценка Гришунина чуть более оптимистична: удорожание стройматериалов увеличит стоимость проекта на 10–15%, полагает он.