«Аэрофлот» предлагает сотрудникам бонусы за выход на пенсию

Это хорошая мера поддержки в условиях избытка авиаперсонала, считают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Сотрудники «Аэрофлота», имеющие право выйти на пенсию и подавшие заявление об увольнении по собственному желанию до 1 августа, помимо прочих выплат получат единовременный бонус до 200 000 руб. Это следует из приказа от 15 июня, подписанного гендиректором «Аэрофлота» Сергеем Александровским. Документ опубликовал Telegram-канал Baza, его подлинность подтвердили два собеседника «Ведомостей», знакомых с содержанием. О таких выплатах также знает президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук.

Сотрудники со стажем от 10 до 20 лет смогут получить 100 000 руб., более 20 лет – 200 000 руб., следует из приказа.

Представитель «Аэрофлота» пояснил «Ведомостям», что эта мера касается не только летного состава, а «адресована всем сотрудникам, имеющим значительный стаж работы в компании, которые достигли пенсионного возраста и планировали в ближайшее время выход на пенсию». Сколько таких сотрудников в компании и какая сумма выделена в бюджете перевозчика под программу – он не уточнил.

Других авиакомпаний группы «Аэрофлот», т. е. авиакомпании «Россия» и лоукостера «Победа», эта мера поддержки не коснется. В этих компаниях на запросы «Ведомостей» на момент сдачи номера не ответили.

На 31 декабря 2021 г. списочная численность работников группы «Аэрофлот» составила 36 100 человек, следует из отчетности. Из них в самой авиакомпании «Аэрофлот» работало 20 300 человек (56%).

Больше всего возрастных сотрудников (от 50 лет и старше) в группе «Аэрофлот» было среди наземного персонала – 33,2%, или 6800 человек. Летный состав заметно моложе, здесь доля таких работников составляла около 22%, или 893 человека. В состав кабинных экипажей (бортоператоры и бортпроводники) входит лишь 497 сотрудников, или 4,4%, в возрасте 50 лет и старше.

В отчете также указано, что в 2021 г. группа взяла на работу более 500 возрастных сотрудников, или 9% от общего числа нанятых в 2021 г., а уволилось около 1300 человек старше 50 лет.

В целом в РФ численность летного состава в возрасте 50–59 лет составляет 5683 человека, следует из программы развития авиаотрасли до 2030 г. (утверждена правительством в июне 2022 г.). «Ежегодное списание сотрудников по состоянию здоровья составляет в среднем 2100 человек, из них 300 человек – летный состав», – говорится в документе.

Введенные против РФ из-за СВО на Украине санкции крайне болезненно отразились на авиаотрасли. Страны ЕС, США, Канада, Великобритания и другие закрыли для российских авиакомпаний свое воздушное пространство, перевозчикам также запретили покупать самолеты (включая составлявшие основу авиапарка Boeing и Airbus) и комплектующие иностранного производства, а также проводить техобслуживание и страхование воздушных судов (ВС). Санкционное давление привело к резкому падению пассажиропотока. Кроме того, из-за СВО временно закрыто 11 аэропортов в центре и на юге России.

За март – май 2022 г. количество перевезенных российскими авиакомпаниями пассажиров составило 17 млн человек (-15% к 2021 г.). Авиакомпании по итогам I квартала получили рекордный за восемь лет убыток от операционной деятельности в 61,1 млрд руб. (данных за II квартал пока нет).

Тяжелая ситуация в авиации также отразилась и на зарплатах летного персонала, которые привязаны к налету. По оценкам Бойчука, заработки пилотов в России в мае – июне упали на 30–40% к уровню 2021 г. До пандемии коронавируса в 2020 г., которая также сильно потрепала авиацию, линейные пилоты на популярных типах ВС получали по 300 000–500 000 руб. в месяц. В прошлом году зарплаты, по словам Бойчука, составляли в среднем уже 280 000–300 000 руб.

Собеседник «Ведомостей» в авиакомпании из топ-10 уточняет, что весной 2022 г. сильнее всего просели зарплаты пилотов с допусками на дальнемагистральные самолеты (например, Boeing 777 и Airbus A350) на фоне закрытия зарубежных направлений. Те, кто работал на внутренних рейсах, в том числе на российских SSJ100, по его словам, также потеряли в зарплате, но заметно меньше.

Часть сотрудников авиакомпаний была отправлена в простой. В частности, в «Уральских авиалиниях» такая мера коснулась более 900 человек, передавал «Интерфакс» со ссылкой на данные департамента по труду и занятости населения Свердловской области. На начало мая, как сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта (СПКВТ), в простое находилось 1500 пилотов и 1300 бортпроводников.

«Сейчас на фоне сезонного оживления перелетов очень мало пилотов и бортпроводников, находящихся под риском увольнения. В отличие от ситуации в мае», – сказала «Ведомостям» глава исполкома СПКВТ, гендиректор агентства «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко. Она добавила, что сейчас нужно готовиться к «рисковому» сценарию в отрасли, который может реализоваться в октябре, если к этому времени не откроются южные аэропорты.

Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов считает меры «Аэрофлота» для выходящих на пенсию сотрудников «хорошей идеей» в условиях избытка авиаперсонала. Подобные бонусы от «Аэрофлота» будут подталкивать возрастных сотрудников к уходу, считает президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Размер таких выплат он считает небольшим – это порядка 1–1,5 месячной зарплаты летчиков. «Логика диктует высвобождать более возрастных сотрудников. Похожие инициативы гипотетически могли быть введены и другими авиакомпаниями», – добавляет Борисов.

В S7, «Уральских авиалиниях» и «Ютэйр» комментариев не предоставили.

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт отмечает, что согласно действующему законодательству уволить работника по достижении пенсионного возраста нельзя. Но в авиации для работы на определенных должностях «требуется подтверждение навыков и соответствие физических и психологических параметров», добавляет он.

Пилоты обязаны раз в год, а после 60 лет раз в полгода проходить углубленные врачебно-летные комиссии, напоминает Бойчук. Летчики могут выйти на пенсию с 45 лет, имея 25 лет летного стажа, либо после 20 лет работы, если дальше работать не позволяет состояние здоровья, уточняет Иккерт. Для женщин эти нормы на пять лет меньше. Аналогичные привилегии, по словам юриста, есть и у диспетчеров.

Меру поддержки, предложенную «Аэрофлотом», юрист считает «не предложением уйти, а скорее помощью при выходе на пенсию от ответственного работодателя».