«Автодор» в 2023 году хочет начать строить новый автобан от Урала до Краснодара

Стоимость мегапроекта – от 1,3 трлн рублей, и не ясно, найдет ли государство деньги на эту дорогу
Новая хордовая автотрасса протяженностью 1600 км будет проходить по территории Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской, Самарской областей, Татарии и Башкирии/ Сергей Мальгавко / ТАСС

Следующим мегапроектом инфраструктурного строительства в России после завершения автодороги М12 Москва – Казань – Екатеринбург может стать Юго-Западная хорда, которая свяжет регионы Урала и Поволжья с Краснодарским краем. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Строительство объекта, по его словам, планируется начать в конце 2023 г.

К этому времени, по словам топ-менеджера, должна полностью освободиться техника для производства земляных работ (экскаваторы и бульдозеры) со стройки М12 и ее можно будет перенаправить на подготовку территорий для строительства хорды. Петушенко не исключил, что для финансирования объекта будет применяться механизм концессии. Он напомнил, что стройка М12 оплачивается из бюджета только на 60%, а остальное «Автодор» привлекает с рынка через облигационные займы. Этот вариант также рассматривается для хорды, пояснил он.

Стоимость строительства Юго-Западной хорды, а также объем финансового участия государства в проекте Петушенко не назвал. Хорда фигурирует в аналитическом исследовании «ВТБ капитала» «Инвестиции в транспортную инфраструктуру в 2020-х гг.», датированном августом 2021 г. Аналитики поместили его в графу «Проекты, которые могут быть реализованы с привлечением внебюджетного финансирования, но модель реализации еще не определена» наряду с водным коридором Каспий – Азов. Стоимость хорды обозначена там на уровне 1,3 трлн руб.

Но урало-кавказский транспортный мегапроект может столкнуться со сложностью привлечения средств от государства. Как сообщили «Ведомости» 4 июля, сейчас правительство обсуждает планы по сокращению бюджетного финансирования крупных госпрограмм в 2023–2025 гг. Больше всего расходов планируется снять с госпрограммы «Развитие транспортной системы»: 390 млрд руб. за три года и примерно по 130 млрд ежегодно.

«Ведомости» направили запросы в Минфин и Минтранс.

Самую идею необходимости в стране некоего инфраструктурного мегапроекта по примеру плана электрификации страны в 1920-е гг. (ГОЭЛРО) Петушенко высказывал в интервью «Ведомостям» год назад. Тогда этим проектом стало строительство скоростной автотрассы до Казани с продлением до Екатеринбурга. Согласно поручению президента Владимира Путина, объект должен быть сдан в эксплуатацию в 2024 г.

Новая хордовая автотрасса протяженностью 1600 км будет проходить по территории Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской, Самарской областей, Татарии и Башкирии, следует из материалов госкомпании, которые есть у «Ведомостей». На дороге будет по 4–6 полос для движения в каждом направлении, протяженность платных участков составит до 500 км и будет уточнена в ходе проработки проекта.

Проектом предусматриваются поэтапное строительство и реконструкция более 20 участков автодороги. На первом этапе в проект включены обходы Саратова, Сызрани, Тольятти, Волгограда, Астрахани, юго-западный обход Краснодара, а также отрезок дороги от М4 «Дон» до обхода Волгограда и отдельные участки реконструкции. В итоге время в пути от Уфы до Краснодара составит 18 часов, ожидает «Автодор».