Правительство внесло в Думу проект по контролю усталости водителей за рулем

Установка дополнительных устройств для этого может иметь смысл, но потребуется господдержка
Новый законопроект может повысить издержки как агрегаторов такси, так и партнеров-таксопарков/ Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство 10 ноября внесло в Госдуму разработанный Минтрансом законопроект, предусматривающий внесение поправок в закон «О безопасности дорожного движения». Поправки регламентируют применение специальных средств контроля усталости водителей грузовиков, автобусов и автомобилей такси и должны вступить в силу 1 сентября 2024 г. Документ размещен в базе нормативных актов Думы.

Начиная с 2014  г. в России постепенно вводится обязанность для владельцев грузовиков от 3,5 т, автобусов и микроавтобусов (восемь и более пассажирских мест) устанавливать на технику тахографы. Это устройство, которое позволяет регистрировать информацию о скорости и маршруте движения транспортного средства, а также контролировать соблюдение водителем норм труда и отдыха. По текущим правилам водитель такой техники не может находиться за рулем более 10 (в некоторых случаях – 12) часов в сутки.

Текущие нормы труда и отдыха водителей основаны на среднестатистических показателях и не учитывают индивидуальные особенности водителей, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Их учет может позволить как увеличить предельное время управления транспортным средством, так и уменьшить его относительно установленных норм, тем самым снизить риск возникновения ДТП.

«Наиболее рациональным решением» авторы инициативы видят комплексное применение тахографов с подключенными к ним средствами контроля усталости водителя в пути. Эти устройства похожи по своему функционалу на систему «Антисон». Она работает на общественном транспорте в Москве с 2018 г. Это техническое решение использует камеру с инфракрасной подсветкой, на которую было много жалоб со стороны водителей «Мосгортранса» в Роспотребнадзор: водители жаловались, что камера доставляет дискомфорт глазам.

Ориентировочная стоимость средств контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути составляет 25 000–80 000 руб. и включает стоимость устройства, работ на установку и техническое обслуживание на три года. Такие данные со ссылкой на открытые источники Минтранс приводит в пояснительной записке к проекту. Внедрение этих средств позволит государству сократить количество жертв на дорогах и, как следствие, потери в размере 350–530 млрд руб. в год, считает ведомство.

В пояснительной записке оно ссылается на исследования, проводимые в США, по данным которых из-за засыпания за рулем в среднем происходит до 2,5% от всех аварий с летальным исходом. По статистике ГИБДД, в 2020 г. в России произошло 145 073 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 16 152 человека.

Внесенный в Госдуму законопроект уже обсуждался летом прошлого года и вызвал критику со стороны владельцев грузового транспорта и таксопарков. Председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию инфраструктуры Евгений Москвичев сказал «Ведомостям», что комитет «пока не видел законопроект». В Минтрансе и Минздраве на запросы «Ведомостей» не ответили. «Ведомости» также направили запрос в МВД, «Яндекс.Такси», крупнейшим грузоперевозчикам.

Источник «Ведомостей» в крупном столичном таксопарке говорит, что компания уже тестирует устройства контроля за водителями на небольшом количестве своих авто. По его словам, они оборудованы камерами и позволяют контролировать все этапы работы, а встроенная интеллектуальная система реагирует, если водитель начинает засыпать, и выдает звуковой сигнал. Стоимость одного устройства составляет порядка 30 000 руб. Компания не может полностью взять эти расходы на себя и предполагает, что они должны быть переложены в тариф на перевозку.

Новый законопроект может повысить издержки как агрегаторов такси, так и партнеров-таксопарков, соглашается гендиректор «Bibi такси» Анатолий Сморгонский. По его словам, это повлечет за собой увеличение стоимости поездок в целом. «Сейчас на таксомоторный рынок и так легла большая нагрузка: дефицит автомобилей, запчастей, стоимость содержания авто. Закупка систем контроля фактически невозможна из-за их отсутствия в России, а заказывать из других стран очень дорого и в принципе непосильно для таксопарков и водителей», – отмечает он.

Представитель агрегатора такси «Максим» сказал «Ведомостям», что новые требования контроля перевозок никак не повлияют на деятельность водителей и стоимость поездок, потому что «никто не будет их выполнять». «Последствий будет два: произойдет полная делегализация рынка таксомоторных перевозок и появится еще один повод штрафовать водителей», – подчеркивает он.

Оснащение легкового такси устройством контроля за усталостью водителей является разумным с точки зрения безопасности, но стоимость устройства довольно высокая, говорит управляющий директор «Ситимобил» Анатолий Малышев. Помощь со стороны государства в закупке этих систем могла бы снизить негативное восприятие водителями таких мер контроля, полагает он.

Ущерб, который приносит заснувший за рулем водитель 10-тонной или 20-тонной фуры, многократно превышает стоимость самого устройства, подчеркивает генеральный директор «Грузовичкоф XXL» Ирек Нуртдинов. «Мы нашли несколько поставщиков и уже начали тестировать систему контроля за усталостью водителей на нашем транспорте. Если мы увидим положительный результат, в начале следующего года планируем оборудовать ими автомобили в парке компании», – сказал он «Ведомостям». Нуртдинов, как и Малышев из «Ситимобил», считает важным поддержку государства в приобретении таких устройств.

Директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает целесообразной установку систем контроля усталости водителей только для дальнобойщиков, как это делается «во всем мире». Но чтобы такая система реально заработала для грузового транспорта, по словам Блинкина, в России нужно больше дорог высшей технической категории, оборудованных местами отдыха.

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отмечает, что грузовые автомобили уже оборудованы тахографами, которые должны решать похожие задачи нормирования труда и отдыха. «Но когда перевозчику грозят миллионные штрафы за опоздание фуры с продуктами, то водитель будет продолжать везти товар заказчику, не обращая внимания на усталость», – отмечает Матягин.