ФАС предлагает контролировать цены не только на социально значимые товары

Это ускорит уход с рынка небольших игроков, опасаются эксперты
Максим Стулов / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает расширить список товаров, на которые нельзя будет необоснованно повышать цены. 18 февраля она вынесла на рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине при правительстве России новую версию законопроекта об ужесточении контроля над стоимостью продукции в случае спекулятивного роста в 2023–2024 гг. («Ведомости» ознакомились с его копией).

В прошлой версии документа летом 2022 г. ФАС предлагала взять под контроль увеличение цен более чем на 30% в течение 60 дней только на социально значимые продукты. За это ритейлерам в случае нарушений могли бы вынести предупреждение или оштрафовать. Но этот проект в итоге получил отрицательное заключение комиссии по оценке регулирующего воздействия. Теперь ФАС и вовсе убрала из документа термин «социально значимые товары». Там сказано, что формированием конечного списка продуктов в итоге должно заниматься правительство.

Представитель пресс-службы правительства перенаправил запрос «Ведомостей» в ФАС. Представитель службы сообщил, что предлагаемый ведомством механизм в первую очередь направлен на недопущение спекулятивного роста цен на различную продукцию. Какую именно, он не уточнил, сказав лишь, что к определению «социально значимые товары» поступил ряд замечаний, связанных с тем, что этот термин не предусмотрен законодательством. Поэтому этот механизм будет распространяться на перечень продукции, который определит правительство по рекомендации Минэкономразвития. В министерстве от комментариев отказались.

Сама идея контроля над ценами возникла у ФАС после прошлогоднего резкого роста цен на товары на фоне роста курса валют, санкций и ухода ряда зарубежных брендов. Население скупало продукты длительного хранения, вызвав, в частности, временный дефицит сахара, средств гигиены и т. д. Розничные цены на сахар в марте 2022 г. поднимались на 13,5%, а его продажу ритейлеры ограничивали 2 кг в одни руки. Тогда же ФАС начала проверки поставщиков и ритейлеров, в результате которых, например, было возбуждено дело против крупного производителя сахара ООО «Продимекс», которого подозревают в сговоре с торговыми сетями. Многие ритейлеры в итоге взяли на себя добровольные обязательства по установке минимальной наценки на некоторые категории социально значимой продукции. Среди них «Ашан», «Атак», «О’кей», «Магнит», «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка», а также десятки региональных сетей.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают нормы, прописанные в текущей версии законопроекта ФАС, непрозрачными. В перечень товаров, который утверждается правительством, теперь может войти любая продукция, в том числе и не социально значимая, говорит советник антимонопольной практики МЭФ Legal Оксана Павлухина. Это могут быть не только продукты питания, но и непродовольственные товары, если брать за пример период пандемии коронавируса, указывает руководитель антимонопольной практики юридической компании «Центральный округ» Анна Кононова. Тогда правительство утвердило список продукции первой необходимости, которую можно было продавать в период локдауна. Туда входили детские товары, медицинские маски и перчатки, моющие средства, зоотовары, спички, свечи, бензин и проч. При этом, как замечает Кононова, один из самых существенных недочетов законопроекта, на который уже обращало внимание Минэкономразвития, в документе сохраняется. Речь идет о формулировке, допускающей повышение цен ровно на 30% каждые 60 дней, и недобросовестные участники рынка этой ситуацией могут воспользоваться без привлечения к ответственности.

Из новой версии законопроекта ФАС также следует, что под контроль службы подпадут компании с годовой выручкой более 800 млн руб., т. е. малый и средний бизнес. Сейчас же антимонопольное законодательство запрещает согласованные действия только сетям, которые совокупно занимают не менее 20% рынка.

Что считают социально значимыми продуктами

Список таких товаров установлен постановлением правительства в 2010 г. В него входят говядина, свинина и баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), мороженая неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, питьевое молоко, куриные яйца, сахар-песок, поваренная пищевая соль, черный чай, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь, яблоки.

В текущем виде законопроект не дает понимания критериев оценки согласованности действий участников рынка, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. А это, по его мнению, может привести к тому, что под такие действия можно будет подвести любое однотипное ценовое поведение. С ним согласен и заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев (до 2021 г. был начальником управления по борьбе с картелями ФАС), который говорит, что небольшие компании в отличие от крупных ритейлеров не могут влиять на цены на рынке. Более того, по его словам, им сложнее будет доказать, что согласованных действий не было: для этого нужны штатные юристы и ресурсы для судебных разбирательств с ФАС. Все это ускорит уход с рынка небольших игроков рынка, добавляет директор Союза независимых сетей Иван Бабухадзе.

Также, по словам Караваева, непонятны критерии оценки существенного изменения уровня спроса или предложения товара. В частности, из документа не следует, что рост закупочной цены является объективным фактором для повышения цены продукции, говорит эксперт. К нарушениям можно будет отнести и возврат к регулярной цене товара после промоакций, так как во многих случаях разница в стоимости в такой ситуации составляет более 30%, говорит сотрудник крупной розничной сети. В итоге магазины просто не будут выставлять на полки экономически невыгодные товары и таким образом будет создан дефицит определенных видов продукции, добавляет Бабухадзе.

Основной риск для торговых сетей и для поставщиков, который возникает в случае прохождения инициативы ФАС, – это возможность привлечения к ответственности любого участника рынка с оборотом свыше 800 млн руб. без доказательств сговора, признаков картеля, превышения доли на рынке и проч., говорит исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков. Это, по его словам, фактически означает отказ от экономического постулата, что на высококонкурентных рынках цена устанавливается с учетом спроса и предложения.

Бизнес успокаивают, что данный механизм будет применяться только по распоряжению правительства при подтверждении ценовых колебаний, но перегибы на местах исключить невозможно, рассуждает Востриков. С другой стороны, такая инициатива ФАС позволит пресечь недобросовестное поведение отдельных компаний, не являющихся доминирующими игроками рынка, говорит Павлухина. А это, по ее словам, в интересах потребителей.

ФАС и раньше пыталась расширить сферу антимонопольного регулирования, отмечает Тенишев. К примеру, в прошлом году служба предлагала распространить действие нормы о злоупотреблении доминирующим положением на любые компании независимо от их доли на товарном рынке, в том числе на малый и средний бизнес. Теперь таким же образом предлагается изменить норму о согласованных действиях, добавляет эксперт.

Представители крупных торговых сетей (например, «Магнита», X5 Group и «Ашана») отказались от комментариев.