Рынок доставки готовых рационов питания упал впервые за шесть лет

В этом году падение может быть отыграно и рынок вернется к росту, считают аналитики
По прогнозу Infoline, рынок готовых рационов питания и наборов для приготовления блюд в этом году падение должен отыграть/ vk.com/growfood

Общий оборот рынка доставки готовых рационов и наборов для приготовления блюд по итогам 2022 г. составил 15,7 млрд руб. Об этом говорится в исследовании консалтингового агентства Infoline, которое есть в распоряжении «Ведомостей». Там сказано, что данный сегмент впервые за все время наблюдения (т. е. за последние шесть лет) показал снижение. По сравнению с позапрошлым годом он сократился на 4,3%. Тогда как в период пандемии коронавируса (в 2020–2021 гг.) общий оборот рынка ежегодно увеличивался в 1,5 раза.

Потребители стали все чаще отказываться от оформления подписки на доставку продуктовых наборов и готовых рационов питания из-за снижения реальных доходов и возросшей на этом фоне неопределенности, объясняется в исследовании причины падения рынка. Кроме того, на продажи игроков данного сегмента серьезно повлияли объявленная в конце сентября прошлого года частичная мобилизация и последовавшая за ней эмиграция части населения – представителей среднего класса, наиболее обеспеченных россиян.

В частности, по оценкам Infoline, в IV квартале 2022 г. оборот второго по величине сервиса доставки готового питания Grow Food упал на 27,2% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, составив 700 млн руб. Продажи «Шефмаркета», доставляющего продукты с рецептами приготовления блюд, за это же время сократились на 6% до 358 млн руб. Отрицательную динамику продемонстрировали также сервисы Elementaree и Justfood: оборот у них за прошлый год сократился на 10 и 13% до 670 млн и 480 млн руб. соответственно. А вот оборот лидера рынка Performance Group (доставляет готовые рационы под брендами Perfomance Food, My food, Chef at home, Level Kitchen) незначительно вырос – на 1,7% до 1,15 млрд руб., сказано в исследовании.

Запросы в Elementaree и Justfood остались без ответа. По собственным данным Grow Food, выручка компании за IV квартал 2022 г. выросла на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив 850 млн руб. Совокупная выручка по итогам 2022 г. составила 3,5 млрд руб., что на 11% больше показателя 2021 г. Остальные компании данные Infoline подтвердили.

Помимо оттока клиентов компании столкнулись еще и с ростом себестоимости товаров. Например, закупочные цены на упаковку и этикетки в 2022 г. увеличились в 3 раза, а продукты питания в среднем подорожали более чем на 15%, говорит генеральный директор «Шефмаркета» Сергей Ашин. Но на фоне усиления ценовой конкуренции в рознице и общепите компании вынуждены сдерживать рост стоимости готовой продукции. «Шефмаркет», к примеру, в прошлом году не поднимал цены на свои наборы, а в 2023 г. увеличил их всего на 4%, чтобы частично покрыть инфляцию, утверждает Ашин. У Performance Group, по словам ее основателя Артура Зеленого, стоимость наборов остается на уровне 2022 г., по крайней мере в ближайшее время. Сложности с привлечением новых клиентов в этой компании объясняют еще и блокировкой в России некоторых социальных сетей.

Тем не менее в этом году, по прогнозу Infoline, рынок готовых рационов питания и наборов для приготовления блюд падение 2022 г. должен отыграть. Оборот компаний этого сегмента может вырасти на 15% до 18 млрд руб.

Это произойдет за счет индексации стоимости продукции и прихода новых игроков, в том числе из ритейла (например, «Вкусвилла»), считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, в этом году компании также восстановят маркетинговую активность, используя новые каналы продвижения. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов не столь оптимистичен. Он считает, что значительного роста рынка ждать не стоит. В январе 2023 г. оборот розничной торговли упал на 6,6% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, до 3,37 трлн руб., по данным Росстата. Если такая тенденция продолжится, то рынок готовых рационов и продуктовых наборов также будет сжиматься, сказал Иванов.