Производители автоцистерн просят отменить международную сертификацию

Но сейчас к этому не готовы ни бизнес, ни государство
Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация «Спецавтопром» попросила вице-премьера Марата Хуснуллина перенести сроки возобновления обязательной сертификации автоцистерн и прицепов цистерн по международным правилам с 1 марта 2024 г. на 1 апреля 2028 г. или вовсе отменить ее. Такое письмо было направлено 7 декабря через главу комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга («Справедливая Россия»), «Ведомости» ознакомились с документом. Его подлинность подтвердил гендиректор ассоциации Денис Кудрявцев.

«Спецавтопром» объединяет более 80 предприятий, выпускающих самоходную, специальную и дорожно-строительную технику.

В письме ассоциация напоминает, что с 1 марта 2024 г. возобновляют действие правила автоперевозок опасных грузов в части сертификации автоцистерн и прицепов по требованиям соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Но выполнение требований ДОПОГ в такие сроки невозможно, потому что «нет ни общей концепции их применения в России, ни соответствующей нормативной базы, ни критериев для аккредитации испытательных лабораторий», следует из обращения «Спецавтопрома».

Опасным грузом для автоцистерны ДОПОГ признает светлые и темные нефтепродукты, кислоты, агрессивные щелочи для химической промышленности и исходные компоненты для производства взрывчатки, перечисляет Кудрявцев. По его оценке, ежегодно в России производится около 15 000 единиц техники, перевозящей такие вещества, включая топливозаправщики.

Остается непроработанным и вопрос легитимности выдаваемых в России свидетельств о сертификации в других странах – участницах ДОПОГ, говорится в письме «Спецавтопрома». Кроме того, на фоне санкционных ограничений против российских автоперевозчиков смысл в выполнении требований европейского соглашения полностью теряется, констатирует ассоциация.

Представители Хуснуллина, Минтранса и Росстандарта на запросы «Ведомостей» не ответили.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом в соответствии с ДОПОГ регламентированы постановлением правительства № 2200 от 21 декабря 2020 г. Пункты, касающиеся сертификации автоцистерн, вступили в силу с 1 января 2022 г. Но после начала СВО на Украине и решения правительства снизить издержки для бизнеса по прохождению разрешительных процедур действие этих пунктов было приостановлено с 1 сентября 2022 г. на срок до 1 марта 2024 г.

«Мы за то, чтобы срок возобновления действия требования сертификации по ДОПОГ перенесли как минимум на три года», – говорит источник «Ведомостей» в крупном предприятии – производителе автоцистерн. По его словам, никакой подготовки для контроля исполнения этих требований со стороны госорганов не проводится. «В результате производители и эксплуатирующие организации столкнутся с тем, что с 1 марта не смогут использовать свои транспортные средства. Более того, изначально требования ДОПОГ вводились, чтобы Россия могла участвовать в перевозках по евростандартам, но теперь данное требование бессмысленно», – отмечает собеседник.

15 000

автоцистерн для перевозки опасных грузов ежегодно производится в России, по статистике «Спецавтопрома»

Россия присоединилась к ДОПОГ еще в 1994 г., компетентным органом со стороны России был определен Минтранс. В рамках соглашения Россия должна была разработать свои национальные правила, гармонизированные с ДОПОГ. Они были разработаны в 1995 г., но на деле с европейским соглашением никак не пересекались: туда были включены старые требования по перевозкам грузов еще 1980-х гг.

В начале 2010-х гг. был утвержден первый техрегламент, согласно которому автоцистерны и прицепы цистерн должны были по технической части соответствовать нормам ДОПОГ. Там же были прописаны нюансы утверждения типа цистерн и их сертификации по международным правилам. Параллельно в 2011 г. было принято постановление правительства № 272, согласно которому правила автоперевозок грузов в России в целом должны определяться положениями ДОПОГ.

Лишь в начале 2018 г. появился приказ МВД № 900, который обязал перевозчиков опасных грузов предъявлять официальное утверждение типа цистерны, которое соответствует параметрам ДОПОГ. Его отсутствие было квалифицировано в КоАПе как нарушение правил перевозок опасных грузов со штрафом в размере от 400 000 до 500 000 руб. для юрлица с задержанием транспортного средства.

Поскольку отрасль не была готова к такому повороту событий, правительство решило внести изменения в постановление № 272, сделав отсрочку вступления в силу требований международной сертификации автоцистерн, объясняет консультант по вопросам безопасной перевозки опасных грузов автотранспортом Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Михаил Титов. В итоге этот документ перестал действовать в 2020 г., подпав под регуляторную гильотину, и вместо него было выпущено постановление № 2200, которое действует по сей день, продолжает он.

По словам Титова, сейчас ни одна выпускаемая в России автоцистерна не соответствует ДОПОГ. «Многие производители даже не понимают, какие требования предъявляет это международное соглашение. Таким образом, в данный момент ни бизнес, ни государство не готовы к применению новых параметров в части этой продукции. В частности, ДОПОГ в ряде случаев делает отсылки на европейские стандарты EN, которые неприменимы в России, – отмечает собеседник. – Кроме того, соглашение предполагает проверки цистерн раз в три года и полный инспекционный контроль с разборкой раз в шесть лет, чего в России никогда не делали».

В то же время если не следовать ДОПОГ, то российские цистерны никогда не будут конкурентоспособны за пределами ЕАЭС (входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) и не смогут возить нефтепродукты за границу, рассуждает Титов. По его мнению, сейчас нужна отсрочка вступления в силу международных требований максимум на пять лет, чтобы производители могли изучить новые стандарты и постепенно вводить их в производство.