Депутаты подготовили поправки к закону о локализации машин такси

Они предлагают исключить из него авто самозанятых и бизнес-класс
Депутаты всерьез взялись за изменения в закон о такси/ Ярослав Чингаев / ТАСС

Депутаты Госдумы (ГД) подготовили поправки ко второму чтению законопроекта о введении обязательных требований по локализации легковых автомобилей такси. Свои предложения главе комитета ГД по транспорту Евгению Москвичеву направили единороссы Николай Будуев, Александр Толмачев и Алексей Говырин, а также заместитель руководителя фракции ЛДПР Станислав Наумов. «Ведомости» ознакомились с предложениями депутатов.

Поправки получены, они будут рассмотрены на комитете в марте, подтвердил «Ведомостям» Москвичев. По существу, депутаты учли большинство замечаний к законопроекту, которые возникли у правительства и общественников, но не были отражены в документе к первому чтению.

Законопроект главы комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова (представляет Санкт-Петербург) и депутата от «Единой России» Владимира Гутенева, который наделяет правительство правом устанавливать требования по уровню локализации легковых автомобилей такси, был принят ГД в первом чтении 18 января 2024 г. Он вносит соответствующие изменения в 580-ФЗ «Об организации перевозок легковым такси», который вступил в силу 1 сентября 2023 г.

В своих письмах к Москвичеву депутаты предложили вывести из-под действия законопроекта машины таксистов-самозанятых и автомобили повышенных классов комфортности, которые сейчас не выпускают в России, а при расчете локализации техники отказаться от балльной оценки, чтобы таксопарки могли закупать любые машины, собранные в России и странах ЕАЭС (кроме России туда входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения).

В регионах от 98 до 100% перевозок такси приходится на самозанятых на личных автомобилях, для большинства из которых извоз является подработкой, неоднократно говорил «Ведомостям» представитель такси «Максим». На сегодня в соответствии с принятым осенью законом о такси разрешения на работу, по его данным, получили лишь 0,2% от 2,5 млн самозанятых в отрасли.

Кроме того, депутаты предлагают увязать требования о локализации с региональными субсидиями на обновление парка такси, ограничить действие законопроекта только городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) либо на уровне регионов выделять ту часть автопарка, которая должна быть представлена машинами локального производства. Помимо этого, депутаты хотят вывести из-под действия проекта автомобили с пробегом. 

Спорный законопроект уже более года обсуждается регуляторами и отраслью. В декабре 2023 г. с резкой критикой документа выступил РСПП, говоря о недопустимости поддержки отечественного автопрома за счет таксистов. Союз, в частности, предложил законодательно установить максимальную наценку на машины такси, которые будут соответствовать требованиям по локализации, и увязать эти требования с выделением субсидий на обновление парка. Это предложение также содержится в поправках ко второму чтению. В ноябре правительство концептуально поддержало этот законопроект, но при условии доработки с учетом замечаний к первому чтению. 

При этом еще в июле Национальный совет такси (НСТ) просил премьер-министра Михаила Мишустина не принуждать бизнес в сегменте перевозок легковыми такси к покупке исключительно локализованных в России автомобилей. Ассоциация сетовала на массовый неудовлетворенный спрос на российскую автотехнику и предупреждала, что принятие нормы обернется резким ростом цен на услуги такси и ухудшением транспортной доступности.

Сейчас большая часть предложений отрасли учтена в предложенных поправках, говорит исполнительный директор НСТ Наталья Лозинская. В то же время она отмечает, что специалистов по локализации автотранспорта в регионах нет и целесообразность отсутствия унификации для всей России и возможность устанавливать разные требования для субъектов непонятны. Также необходимо увязать введение требований по локализации с реальными возможностями автопроизводителей, полагает Лозинская. 

«АвтоВАЗ» планирует в 2024 г. выпустить более 0,5 млн автомобилей, говорил в декабре 2023 г. президент компании Максим Соколов. При этом китайские автоконцерны, продукция которых стала альтернативой ушедшим из России после начала СВО европейским, японским и корейским маркам, грозились завезти в страну около 1,2 млн новых легковых машин в этом году. По итогам 2023 г. доля китайских брендов составила 61% от всего объема рынка новых легковых машин (1,06 млн), следует из данных «Автостата». 

Исключение из проекта самозанятых ставит их в неравные конкурентные условия по сравнению с таксопарками, отмечает основатель и владелец «Таксити» (партнер «Яндекс такси») Феликс Маргарян. Он считает, что если государство будет предъявлять требования к машинам такси в части локализации, то должно и устанавливать хотя бы минимальные тарифы на перевозку. При этом субсидии для отрасли следует распространить на все регионы, поскольку стоимость транспортных средств по всей стране практически одинаковая, полагает собеседник. 

Требование о локализации необходимо подкреплять субсидиями на приобретение новых автомобилей на уровне 75% от их стоимости, считает представитель такси «Максим». Другой возможности покупки машин по текущим ценам региональный бизнес не имеет, подчеркивает он. «Ведомости» также направили запрос в «Яндекс такси».

Поправки депутатов сводят ценность закона о такси к нулю, считает руководитель Центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. Чтобы система регулирования локализации техники для отрасли заработала, в закон необходимо внести десяток исправлений, подчеркивает он. По словам Швагеруса, для решения стратегической задачи по внедрению отечественных автомобилей в такси нужно организовать взаимодействие российского автопрома и отрасли перевозок. Механизмы поддержки таксистов при этом должны существовать не только на региональном, но и на федеральном уровне, указывает эксперт. Сейчас субсидии на приобретение машин такси существуют только в Москве.