Рынок стройматериалов и товаров для дома превысит 3,5 трлн рублей в 2024 году

Сети – лидеры этого сегмента уже продают 50–70% товаров онлайн
Абсолютный рекорд по вводу нового жилья в 2023 г. спровоцировал бум на рынке стройматериалов, мебели и товаров для дома/ Андрей Гордеев / Ведомости

Объем продаж в сегменте «DIY & Household и мебель» (стройматериалы, товары для дома и мебель) в России в 2024 г. превысит 3,5 трлн руб., прогнозируют аналитики крупнейшего игрока в DIY-сегменте «Леруа Мерлен». В 2023 г. продажи выросли на 5–6% до 3,3 трлн руб., говорится в этом исследовании. Наибольший рост показали категории стройматериалов (16% к 2022 г.), столярных изделий (12%), инструментов (10%) и напольных покрытий (8%). Позитивной динамике способствовали льготная ипотека, повышение спроса на строительство собственного дома, рост доходов населения, считают аналитики компании.

По оценке Wildberries, объем рынка DIY в 2023 г. составил 1,4 трлн руб., сообщил представитель маркетплейса. Выпуск мебели в денежном выражении в России в 2023 г. составил 444,9 млрд руб., что на 37% больше, чем в 2022 г., ранее сообщалось в отчете Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР). Импорт мебели в 2022 г. АМДПР оценивала примерно в 100 млрд руб.

В 2024 г. ожидается умеренный рост рынка товаров для дома в диапазоне 7–9% в рублевом выражении, говорится в исследовании «Леруа Мерлен». С этим прогнозом – рост около 10% – согласен и директор по закупкам онлайн-гипермаркета «Всеинструменты.ру» Иван Куприянов.

Одним из главных драйверов станет бурный рост в сфере строительства, считают опрошенные участники рынка. По данным Росстата, в 2023 г. было введено 110,44 млн кв. м, что является абсолютным рекордом в России. Объем ввода жилья в России по итогам двух месяцев 2024 г. составил более 20 млн кв. м, сообщал курирующий отрасль вице-премьер Марат Хуснуллин.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в прошлом году основной рост продаж у крупнейших ритейлеров в этом сегменте был за счет корпоративных продаж, что связано с увеличением ввода жилья с готовой отделкой. При покупке такой квартиры по льготной ипотеке цена ремонта фактически включается в стоимость квартиры и оплачивается по льготной ставке в отличие от ситуации с самостоятельным ремонтом, где на это требуется отдельный бюджет, подбор бригады, закупка материалов и т. д., поясняет эксперт.

Сейчас рынок в целом смещается в сторону готовых решений, а со стройматериалами зачастую предлагают комплекс услуг по ремонту, объясняет Бурмистров. Он напомнил, что у онлайн-гипермаркета «Петрович» есть биржа прорабов, «Леруа Мерлен» также тестирует такие услуги. А некоторые девелоперские компании включают в проекты и мебель. Например, «Самолет» продал со своими новостройками только мебели на 20,7 млрд руб. и планирует увеличить продажи в 2024 г. до 50 млрд руб., говорилось в отчете компании. В 2024 г. рост мебельного рынка в России составит минимум 15%, поскольку спрос остается высоким, говорил «Ведомостям» генеральный директор мебельной компании Lazurit Денис Егоров.

Офлайн-магазины по-прежнему остаются основным каналом покупки товаров для дома и ремонта, но наблюдается тенденция к увеличению доли онлайн-продаж в этом сегменте, говорят опрошенные участники рынка. По оценке экспертов «Леруа Мерлен», в прошлом году доля онлайн-продаж на рынке товаров для дома составляла уже более 30%, а в ближайшие 2–3 года она перешагнет рубеж в 50%. А по данным Wildberries, проникновение онлайна в сегмент растет в среднем на 5 п. п. в год, в 2023 г. эта цифра составила приблизительно 42%. По мнению аналитиков Ozon, доля продаж DIY в интернете уже достигла 40% в 2023 г. и в 2024 г. она дойдет до 50%. У онлайн-гипермаркетов «Петрович» доля онлайн-продаж (опт и розница) уже составляет 73%, сообщил его представитель.

В онлайн-канале наиболее динамичный рост в прошлом году показал сегмент «Household & Мебель» (+56% год к году) на фоне динамики сегмента DIY в 49%, по данным Infoline.

Категория мебели – одна из самых молодых и быстрорастущих на «Яндекс маркете», год к году ее продажи выросли в 3 раза, а среди наиболее популярных товаров в категории «мебель» – столы, стулья, мебель для спальни, мягкая мебель, говорит представитель площадки. Поэтому компания развивает также собственный бренд (СТМ) товаров для дома Pragma. А на Wildberries наблюдается тренд на рост онлайн-продаж в Hard DIY (тяжелая стройка – крупногабаритные строительные материалы, смеси и инструменты), эти товары традиционно покупали офлайн, а теперь покупатель готов приобретать их дистанционно. В 2023 г. продажи товаров Hard DIY выросли в 5 раз и в 2024 г. будет примерно такая же динамика, прогнозирует представитель маркетплейса.

Продавцы стремятся расширить ассортимент в профильных сегментах, чтобы полностью закрывать потребности покупателя в одном месте, в том числе запускают для этого СТМ, резюмирует Куприянов. По его словам, происходит консолидация рынка на маркетплейсах и в специализированных профильных магазинах.

В 2024 г. рынок столкнется с рядом вызовов – дефицитом отдельных видов стройматериалов, растущим уровнем износа производственных мощностей, дефицитом кадров, замедлением объемов ввода жилья, предупреждает Бурмистров. Он не исключает, что к концу года объемы ввода жилья замедлятся из-за снижения спроса, что, впрочем, отразится на рынке DIY, Household и мебели не сразу.