Российские авиакомпании снизили на 11% перевозки грузов на международных линиях

Они пытаются заместить выпавшие объемы за счет внутрироссийских направлений
Максим Стулов / Ведомости

Перевозки грузов и почты российскими авиакомпаниями на международных воздушных линиях (МВЛ) в I квартале 2024 г. снизились на 11% к аналогичному периоду прошлого года до 30 057 т. Это следует из данных Росавиации, с которыми ознакомились «Ведомости».

Доля МВЛ в общем грузообороте в январе – марте 2024 г. снизилась до 29% против 33% годом ранее. При этом перевозки на внутренних линиях составили 72 786 т, что на 4% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года, следует из отраслевой статистики. Общий объем грузоперевозок российскими авиакомпаниями за три месяца сократился незначительно (на 1%) в годовом выражении и составил 102 843 т.

По итогам 2023 г. российские авиакомпании снизили перевозки грузов почти на четверть год к году, писали «Ведомости» в феврале. Всего в прошлом году было доставлено воздушным транспортом 467 373 т грузов. Из них 337 563 т (72%) на внутренних линиях, 129 809 т (28%) – на международных.

Основным фактором, который привел к серьезному снижению грузопотока на международных линиях, стали введенные в 2022 г. западными странами ограничения для российской авиаотрасли. Помимо запретов на поставки воздушных судов и запчастей к ним под удар попала крупнейшая в РФ грузовая авиакомпания «Волга-Днепр». В июне позапрошлого года правительство Великобритании ввело персональные санкции против основателя перевозчика Алексея Исайкина. Свое решение власти Соединенного Королевства объяснили тем, что правительство России заключило с «Волга-Днепр» контракты «на создание воздушных мостов для перевозки важнейших грузов». В частности, авиакомпания на своих самолетах возила технику для Минобороны, для энергетической и других ключевых отраслей отечественной экономики, указывалось в обосновании санкций.

В августе 2022 г. Исайкин вышел из всех юридических структур «Волга-Днепр». Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», сейчас ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр» принадлежит ООО «Волга-Днепр-Москва», которое, в свою очередь, контролируется в равных долях (по 25%) Игорем Аксеновым (гендиректор «Волга-Днепр»), Валерием Габриэлем, Сергеем Дьячковым и Вильданом Зиннуровым.

Представитель компании «Волга-Днепр» сказал «Ведомостям», что не стоит ориентироваться на итоги I квартала 2024 г., поскольку он «традиционно отличается волатильностью и слабыми результатами». По словам собеседника, крупные российские проекты и прогнозы развития экономики «дают оптимистичную перспективу» развития отрасли грузоперевозок авиатранспортом.

Руководитель пресс-службы второго по величине авиаперевозчика «Авиастар-ТУ» Мария Татаренко сказала «Ведомостям», что на снижение объема международных грузоперевозок воздушными судами повлияло снятие ограничений на пассажирские авиаперевозки в Китай и массовый выход китайских перевозчиков на российский рынок (значительный объем грузов традиционно перевозится также пассажирскими авиакомпаниями. – «Ведомости»). По ее словам, это привело к сокращению объемов перевозок российскими компаниями из Китая в РФ «практически в 2 раза» и повышению тарифов на внутрироссийском рынке. Также на снижении перевозок сказались проблемы с платежами между российскими и китайскими компаниями, добавила она.

По прогнозам «Авиастар-ТУ», рынок международных перевозок грузов до конца 2024 г. может сократиться еще на 10–15%. При этом, как отмечает представитель авиакомпании, с начала года в России сохраняется тенденция на увеличение спроса на авиадоставку за счет развития маркетплейсов. За счет этого с начала года грузопоток вырос в города Сибири и Дальнего Востока, указывает представитель «Авиастар-ТУ».

Авиакомпании, оправившись от шока 2022 г., по сей день стараются заместить внутренними линиями международный трафик грузов, говорит директор корпоративных рейтингов рейтинговой службы НРА Алла Юрова.

По данным НРА, доля грузового трафика на международных линиях в 2021 г. сохранялась на уровне 73%, в 2022 г. она снизилась до 45%, в 2023 г. – до 28%. С учетом результатов I квартала 2024 г. отрицательный тренд сохранится, в результате чего по итогам года она может упасть до 25–27%, полагает Юрова.

При этом эксперт уточняет, что общие показатели грузопотока остаются «в разы ниже уровня 2021 г.». Международный грузовой трафик осуществляется в большей степени пассажирскими авиакомпаниями, грузовая емкость самолетов которых значительно меньше, чем у специализированных компаний, уточняет аналитик НРА.

Согласно операционным показателям группы «Аэрофлот» (авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Победа»), в I квартале 2024 г. она перевезла 55 296 т грузов и почты, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Из них на внутренних линиях 37 383 т (+13%), на международных – 17 913 т (+32,5%).

Группа «Ютэйр» в I квартале перевезла 3334 т грузов, что на 22% больше, чем в январе – марте прошлого года, следует из ее отчетности. Также авиакомпания нарастила объем перевезенной почты до 777 т (рост почти в 3 раза год к году).

«Ведомости» направили запросы в группу «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Ютэйр» и «Азимут», а также в Минтранс и Росавиацию.

Грузовые авиаперевозки преимущественно обслуживали международную торговлю и остаются одним из наиболее дорогих видов транспортировки товаров, отмечает старший директор корпоративных рейтингов «Эксперт РА» Элина Кулиева. Потеря рынка перевозок за рубежом в большей степени сказывается на сдерживании общих объемов, поясняет она.

Эксперт не ожидает существенного роста грузоперевозок в 2024 г. по международным направлениям. Исторически спрос на такие перевозки на внутреннем рынке был «несоразмерно мал» по сравнению с международными, продолжает Кулиева. «Заместить потерянные объемы перевозками внутри страны невозможно, но опережающая динамика выглядит вполне обоснованной», – уточняет она.

Основная часть грузов сегодня транспортируется через пассажирские самолеты, поэтому грузооборот воздушным транспортом напрямую зависит от полетной программы авиакомпаний, отмечает аналитик, автор Telegram-канала «Твердые цифры» Елена Сахнова. Единственными перспективными направлениями грузоперевозок на международных линиях для развития этого сегмента, по ее мнению, сейчас являются страны Азии, в том числе Китай и Индия, а также страны Ближнего Востока.