"Газпром" рассматривает возможность вхождения в Штокмановский проект новых компаний

undefined

"Газпром" рассматривает возможность вхождения в проект по Штокмановскому газоконденсатному месторождению компаний с его целевых рынков. Об этом заявил предправления компании Алексей Миллер. Он назвал изучение таких перспектив "возможным" и "целесообразным". В начале года в качестве примера нового участника проекта источники "Ведомостей", близкие к концерну, называли Shell.

Доля "Газпрома" в операторе проекта - компании Shtokman Development - достигла 75% после того, как в начале сентября норвежская Statoil передала ему свои 24% акций. Соглашение между акционерами Shtokman Development истекло в июле 2012 г. В соответствии с достигнутыми договоренностями его иностранные участники - Statoil и французская Total - "должны передать ОАО "Газпром" принадлежащие им акции по минимальной цене, определенной акционерными соглашениями", говорится в отчете. Норвежская компания формально вышла из Штокмана в августе, списав почти $340 млн инвестиций. Total заявила, что пока из проекта не выходит, хотя и считает его слишком затратным.

В конце августа "Газпром" официально признал, что Штокмановский проект приостановлен на неопределенный срок, потому что на данном этапе расходы слишком велики и реализовать проект невозможно.

Штокмановское месторождение подпадает под категорию "гигантских": его запасы – 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн т конденсата (в пределах лицензии «Газпрома»). «Газпром» почти 10 лет пытается начать его разработку. Сначала он решал, как это сделать, потом выбирал партнеров. В 2007 г. победителями стали две европейские компании — Total и Statoil. Предполагалось, что проект будет разбит на несколько фаз. Лицензия останется у "Газпрома". Под первую фазу (с годовой добычей 23,7 млрд куб. м) в 2008 г. был создан Shtokman Development AG (51% у “Газпрома”, 25% у Total, 24% у Statoil). Этот оператор должен был построить инфраструктуру и владеть ею в течение 25 лет.

Несколько лет назад инвестиции оценивались примерно в $30 млрд, начало добычи ожидалось в 2013 г. Но инвестиционное решение задержалось, добыча перенеслась как минимум на три года. А в начале 2012 г. стало понятно, что с проектом проблемы: экспортный рынок Европы перенасыщен, «Газпром» предложил не поставлять газ в трубу, а сжижать все объемы, чтобы была возможность поставок на другие рынки.