ФАС намерена обязать авиакомпании снижать цены на невозвратные авиабилеты

Право продавать невозвратные билеты должно сопровождаться для российских авиакомпаний обязанностью снижать цены на билеты на маршрутах с низкой конкуренцией, сказал агентству "Прайм" замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин.

"Мы предлагали на маршрутах с ограниченной конкуренцией применять требование, что авиакомпании должны снижать стоимость таких билетов на величину порядка 25%", - сказал он. Тогда параллельно с введением льгот для перевозчиков удастся защитить и пассажиров.

Законопроект, позволяющий авиаперевозчикам продавать невозвратные билеты в России, внесен в Госдуму депутатами в июле. Поправки в Воздушный кодекс предполагают установление 30%-ной квоты для таких тарифов. Целью законодателей, вводящих удобный для авиакомпаний механизм, является снижение цен на авиабилеты, в которые сегодня включены издержки, связанные с возвратом билетов.

По словам Голомолзина, ФАС не возражает против факта существования невозвратных авиабилетов. "Такая практика существует во всем мире, в том числе на направлениях в Россию и из России", - отметил он. Более того, добавил Голомолзин, на магистральных маршрутах с развитой конкуренцией нет смысла в ограничении доли невозвратных тарифов. "Когда мы обсуждали подобные законопроекты, мы полагали, что для тех маршрутов, которые являются конкурентными, никаких ограничений существовать не должно", - сказал он. В ФАС убеждены, что снижение цен на билеты на этих направлениях произойдет само собой, за счет конкуренции между компаниями.

В то же время на монополизированных направлениях у авиаперевозчиков не будет стимулов снижать цены параллельно с уменьшением издержек. "Там, где маршруты являются неконкурентными, это в значительной степени касается региональных и местных перевозок, - у нас есть опасение, что закрепление этой 30%-ной квоты приведет к тому, что существующие билеты просто превратятся в невозвратные", - пояснил Голомолзин.

В ФАС рассчитывают, что предложения по защите прав пассажиров будут учтены во время работы над законопроектом в Госдуме. "Пассажир должен выиграть. Когда он получает невозвратный билет, он теряет качество услуги. Он должен получить за это соразмерное вознаграждение в виде снижения цены", - сказал Голомолзин.